Найти тему
GROM I MOLNIYA

Самая короткая история формулы 1. Часть 2. 1954-1960 годы. Эпоха 2,5 литрововой формулы. Непобедимый Мерседес.

1954 год. "Mercedes-Benz-W196" c закрытыми колёсами
1954 год. "Mercedes-Benz-W196" c закрытыми колёсами

1954

Наступила эра атмосферных 2,5 литровых автомобилей Гран-При, действующая до 1960 г. Начало эпохи стремительного технического прогресса в автоспорте: появилась и совершенствовалась система впрыска топлива (непосредственный впрыск на Mercedes), произошла революция в компоновке гоночного болида, широкое распространение получили дисковые тормоза. Во Франции, где проходила четвертая гонка чемпионата, состоялся дебют "Mercedes-Benz» со своей моделью W196 сначала с полностью обтекаемой формой кузова, а в дальнейшем с традиционной- с открытыми колёсами. Фанхио и Карл Клинг уже на старте ушли в отрыв и финишировали, привезя всем остальным по кругу и более отставания. Гонсалес и Хоторн на"Ferrari-625"одержали по одной победе. Фанхио выиграл 6 из 9 этапов сначала на Maserati 250F , затем на Mercedes-Benz-W196 и стал двукратным чемпионом мира. Аскари в этом году перешёл в Lancia и участвовал в чемпионате эпизодически. Lancia была готова только к последнему Гран-При, где Аскари сошёл, показав быстрый круг в гонке и впечатляющие характеристики новой «Lancia D50".

Личный зачет: Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг. В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Х.-М. Фанхио "Maserati-250F","Mercedes-Benz-W196" 42
  2. Ф. Гонсалес "Ferrari-625", "-553" 25,14
  3. М. Хоторн "Ferrari-625", "-553" 24,14
  4. М. Тринтиньян "Ferrari-625", "-553" 17
  5. К. Клинг "Mercedes-Benz-W196" 12
  6. Б. Вукович "Kurtis-Offenhauser" 8 (Инди 500)

Техника вес, кг двигатель, куб.см. мощность л.с.

  • " Maserati 250 F» 630 V6 2493 260
  • "Ferrari-625", 600 R4 2497 240
  • Mercedes-Benz-W196 758 V8 2496 260

1955

Сезон 1955 г. был самым мрачным в истории автогонок. В мае расстались с жизнью Альберто Аскари и двукратный победитель гонки в Индианаполисе Билл Вукович, а в следующем месяце произошла катастрофа в Ле-Мане. Были отменены Гран-при Швейцарии, Франции и Германии. Фанхио за рулем модифицированного Mercedes выиграл Гран-при Аргентины в Буэнос-Айресе, экстраординарную гонку, прошедшую в условиях невыносимой жары. Температура воздуха в тени достигала 37°C, а асфальта поднялась до 52°C. Почти все гонщики, за время гонки, длившейся более трех часов, вынуждены были останавливаться в боксах и передавать кому-нибудь руль своих автомобилей, чтобы отдохнуть в боксах. Фанхио привел свой "W196" к финишу, преодолев 381,2 км за 3 часа 38 минут, три с половиной самых адских часа в истории гонок! Из 7 гонок он выигрывает 4, отдав одну победу Стирлингу Моссу на "Mercedes» и Морису Тринтиньяну на «Ferrari» и становится 3х кратным чемпионом. Команда Mercedes-Benz, выиграв за два сезона 9 из 12 Гран-При, в конце сезона объявила о прекращении спортивной программы. После гибели Аскари, Lancia по финансовым соображениям так же ушла из формулы-1, передав Scuderia Ferrari все активы своего гоночного подразделения.

Личный зачет: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг. В зачет идут пять лучших результатов из семи гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Х.-М. Фанхио "Mercedes-Benz-W196" 40
  2. С. Мосс "Mercedes-Benz-W196" 23
  3. Э. Кастеллотти"Lancia-D50","Ferrari-555" 12
  4. М. Тринтиньян "Ferrari-555" 11,33
  5. Д. Фарина "Ferrari-555" 10,33
  6. П. Таруффи "Mercedes-Benz-W196" 9

Техника: вес, кг двигатель мощность л.с.

  • Ferrari 555 »Supersqualo « 590 R4 2497 270
  • Mercedes-Benz-W196 Str. 730 V8 2496 290
  • Lancia-D50 620 V8 2488 285
	1955 год. "Ferrari-555" "Supersqualo"
1955 год. "Ferrari-555" "Supersqualo"

1956

После ухода Daimler-Benz из гонок, Ferrari ( на доработанном шасси Lancia D-50) с Фанхио и Maserati со Стирлингом Моссом , смогли поделить между собой все Гран-при 1956 г. Англичане выставили свой автомобиль BRM "Type 25". Он имел уникальную гидропневматическую переднюю подвеску, задний мост De Dion и оснащался дисковыми тормозами. Главным его преимуществом был вес, поскольку с 550 кг он был значительно легче итальянских автомобилей и имел удельную мощность 490 л.с./т. В течение сезона 1956 были побиты все рекорды, установленные Mercedes W196, мощность итальянских и английских двигателей выросла до 270-285 л.с. Хуан Мануэль Фанхио с 30-ью очками стал Чемпионом Мира 1956 г., опередив Мосса с 27-ью и Коллинза с 25-ью очками. Четырёхкратный Чемпион Мира из Аргентины, которому тогда было 45 лет, снова стал лучшим среди таких гонщиков, как Мосс, Коллинз, Хоторн, Кастеллотти и Бера.

Личный зачет: Система начисления очков: : 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.

В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Х. М. Фанхио "Lancia-Ferrari-D50" 30
  2. С. Мосс "Maserati-250F" 27
  3. П. Коллинз "Lancia-Ferrari-D50" 25
  4. Ж. Бера "Maserati-250F" 22
  5. П. Флаерти "Watson-Offenhauser" 8
  6. Э. Кастеллотти"Lancia-Ferrari-D50" 7,5

Техника: вес кг, двигатель см.куб, мощность л.с.

  • " Maserati 250 F» 630 V6 2493 270
  • " Ferrari-Lancia D50", 645 V8 2487 265
  • BRM P25 550 V8 2496 256

1957

Перед началом сезона 1957 года расстановка сил в формуле 1 мало изменилась. На вершине по-прежнему был четырехкратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио, перешедший теперь в "Maserati" из "Ferrari". В Маранелло же существенно переработали прошлогодние "Lancia-Ferrari-D50" и получили практически новые автомобили, получившие заводской индекс "Ferrari-801". Эти две итальянские команды и считались фаворитами чемпионата. Английскую "конюшню" "Vanwall", куда перешел двукратный вице-чемпион мира Стирлинг Мосс, мало кто рассматривал всерьез. На 5м этапе на глазах у британской публики в Эйнтри британский пилот на британском автомобиле одержал историческую победу. Чемпионат выиграл Фанхио на Гран При Германии на Нюрбургринге, где он провёл феноменальную гонку, вошедшую в историю автоспорта. Это была последняя, двадцать четвертая, победа Фанхио в формуле 1. В течении всего сезона заметен прогресс британских команд. Дебютировал Cooper Type 43, легкий автомобиль, начавший революцию среднемоторной конструкции, широко использовались дисковые тормоза.

Личный зачет: Система начисления очков: : 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.

В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Х.-М. Фанхио "Maserati-250F" 40
  2. С. Мосс "Vanwall-VW1-10/57","Maserati-250F" 25
  3. Л. Муссо "Ferrari-801" 16
  4. М. Хоторн "Ferrari-801" 13
  5. Т. Брукс "Vanwall-VW1-10/57" 11
  6. М. Грегори "Maserati-250F" 10

Техника: вес кг, двигатель см.куб, , мощность л.с.

  • " Maserati 250 F\T2» 680 V12 2490 306
  • " Ferrari-801", 650 V8 2487 285
  • BRM P25 550 V8 2496 280
  • Vanwall -VW1 550 R4 2490 285

1958

1958 год ознаменовал собой кардинальные изменения в Формуле 1. Минимальная дистанция гонки теперь стала составлять 300 км (вместо 500 км ранее), а максимальное время гонки - два часа вместо трех. Был положен конец и смене машин в ходе гонки. В качестве топлива все машины теперь должны были использовать товарный бензин. Еще одним нововведением стал зачет марок - Кубок Конструкторов Формулы 1, и он достался Vanwall, чьи четырехцилиндровые автомобили выиграли шесть из десяти зачетных гонок. Впервые гонку выиграл среднемоторный Cooper-Climax-T43 со Стирлингом Моссом. Vanwall набрали 48 очков, Ferrari – 40, а Cooper – 31. В первый раз чемпионом стал англичанин- Майк Хоторн на"Ferrari-246", построенную на основе шасси Формулы 2 Dino 156 F2 и новым двигателем V6. Выиграв только одну гонку он опередил на одно очко Стирлинга Мосса (4 победы), считавшегося самым невезучим пилотом Ф1. На гоночной сцене появилась новая английская команда Lotus с Грэмом Хиллом за рулём, которые впишут много золотых страниц в историю автоспорта.

Личный зачет: Система начисления очков: : 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.

В зачет идут шесть лучших результатов из одиннадцати гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. М. Хоторн "Ferrari-246" 42
  2. С. Мосс "Vanwall-VW","Cooper-Climax-T43" 41
  3. Т. Брукс "Vanwall-VW" 24
  4. Р. Сальвадори "Cooper-Climax-T45" 15
  5. П. Коллинз "Ferrari-246" 14
  6. Г. Шелл BRM-P25 14

Кубок конструкторов:

Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.

В зачет идут шесть лучших результатов из одиннадцати гонок.

Место Команда/Автомобиль Очки масса, кг. двигатель мощность л.с.

  1. "Vanwall-VW" 48 550 R4 2490 285
  2. "Ferrari-246 Dino" 40 560 V6 2487 270
  3. "Cooper-Climax-T43", "-T45" 31 550 R4 2207 240
  4. BRM-P25 18 550 V8 2496 280
	"Vanwall-VW1
"Vanwall-VW1

1959

22 января 1959 г. произошла трагедия – Майк Хоторн, первый английский Чемпион Мира, погиб в результате дорожно-транспортного происшествия близ Лондона . Стирлинг Мосс – безусловно, ведущий гонщик того времени – испытал свои силы почти во всех командах и поменял большое количество автомобилей, так и не реализовав свои притязания на чемпионский титул. Команда Cooper наняли Джека Брэбхема и 22-летнего новозеландца Брюса МакЛарена. Успешные Vanwall ушли из гонок, лишь эпизодически появляясь на трассах. Впервые чемпионат был выигран на автомобиле среднемоторной компановки. В основе конструкции лежала пространственная рама из стальных труб. Двигатель располагался сзади, топливные баки – по бокам. Такое решение положительно сказывалось на управляемости машины, поскольку пустеющие по ходу гонки баки почти не влияли на баланс. Брэбэм выиграл первый этап в Монако, дважды поднялся на подиум в Голландии и Франции, а затем снова выиграл в Великобритании. Набранных очков хватило для того, чтобы сохранить лидерство до конца чемпионата. Еще две победы за рулем "Cooper-Climax-T51 одержал Стирлинг Мосс, который в итоге стал бронзовым призером. Закончился сезон в американском Себринге, где первой победы добился 22-летний Брюс Макларен. В Кубке конструкторов Cooper с пятью победами опередила Ferrari, пилоты которой лишь дважды поднимались на верхнюю ступеньку подиума. Одной из причин успеха команды Cooper была четкая и слаженная работа всех членов этого коллектива. Джек Брэбхем обладал приличными техническими знаниями и тесно работал с командой над настройками, в результате чего смог легко приспосабливаться к любым трассам и погодным условиям.

Личный зачет: Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.

В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Д. Брэбхэм "Cooper-Climax-T51" 31
  2. Т. Брукс "Ferrari-246" 27
  3. С. Мосс "Cooper-Climax-T51",BRM-P25 25,5
  4. Ф. Хилл "Ferrari-246" 20
  5. М. Тринтиньян "Cooper-Climax-T51" 19
  6. Б. Мак-Ларен "Cooper-Climax-T51" 16,5

Кубок конструкторов: Система начисления очков: 8-6-4-3-2.

В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.

Место Команда/Автомобиль Очки Вес,кг. Двигатель Мощность л.с.

  1. "Cooper-Climax-T51" 40 460 R4 2495 240
  2. "Ferrari-246 Dino" 32 560 V6 2474 290
  3. BRM-P25 18 550 V8 2496 280
  4. "Lotus-Climax-16" 5 435 R4 2495 240
"Lotus-Climax-16"
"Lotus-Climax-16"

1960

Это был последний год действия 2,5-литровой Формулы 1, и многие появившиеся новые конструкции представляли собой прототипы 1,5-литровой Формулы, которая должна была вступить в силу в 1961 г. Последнее слово в техническом плане воплотилось в модели Lotus 18. Построенный с использованием трубчатой рамы и стекловолоконного кузова, Lotus 18 обладал преимуществом в виде чрезвычайно низкого центра тяжести и веса всего 390 кг. Подвеска тоже была новой, которую позже скопировали все остальные конструкторы. Будучи оснащенным четырехцилиндровым двигателем Coventry Climax (развивавшим r 243 л.с. при 6800 об/мин), он имел очень впечатляющее отношение мощности к весу 623 л.с./т, по сравнению с 538 л.с./ т у Cooper T53. Все конструкции переходили на среднемоторную компановку, включая Ferrari-246. Одержав 5 побед подряд, чемпионский титул вновь завоевал Брэбхэм в противостоянии с Мак-Лареном и Моссом, который после аварии в Спа получил травму и выбыл из борьбы. Из-за отсутствия конкурентов в Монце, Ferrari 246 Dino с американцем Филом Хиллом одержала последнюю победу среди машин с передним расположением двигателя. Эпоха переднемоторных автомобилей подошла к закату.

Личный зачет: Система начисления очков: 8-6-4-3-2-1

В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Д. Брэбхэм "Cooper-Climax-T53" 43
  2. Б. Мак-Ларен "Cooper-Climax-T53" 34
  3. С. Мосс "Cooper-Climax-T51","Lotus-Climax-18" 19
  4. И. Айрленд "Lotus-Climax-18" 18
  5. Ф. Хилл "Ferrari-246" 16
  6. О. Жандебьен "Cooper-Climax-T51" 10

Кубок конструкторов:

Место Команда/Автомобиль Очки Вес,кг. Двигатель Мощность л.с

  1. "Cooper-Climax-T53", 48 435 R4 2495 240
  2. "Lotus-Climax-18" 34 390 R4 2495 240
  3. "Ferrari-246", "-246P" 26 550 V6 2474 300
  4. BRM-P48 8 550 V8 2496 290

иллюстрации здесь и далее взяты из интернета с картин Nicholas Watts и Michael Turner