Найти в Дзене
GROM I MOLNIYA

Самая короткая история формулы 1 с 1950 года. Начало.

Для тех, кто интересуется историей автогонок есть прекрасная книжка А. Чимарости, кто не читал- советую, там всё подробно. Здесь я собрал самые важные, с моей точки зрения, данные о развитии формулы1, техническом прогрессе , великих гонщиках и немного статистики.

Luigi Villoresi 1951
Luigi Villoresi 1951

1950 Первым победителем первого этапа чемпионата мира 13 мая 1950 года на Гран При Великобритании на трассе Сильверстоун стал Джузеппе «Нино» Фарина. Заводская команда "Alfa-Romeo", со своей моделью "Alfetta Type 158", оснащенную 1,5 литровым двигателем с нагнетателем, выиграла все этапы, за исключением Инди 500, куда европейские гонщики не поехали. Американская гонка будет оставаться в программе Чемпионата Мира вплоть до 1960 г., хотя в ней будут участвовать только американские гонщики. Перед последним этапом в Монце сложилась следующая ситуация: Фанхио имел 27 очков, Фаджоли - 24, Фарина – 22. Аскари, лучший из «остальных» за рулем "Ferrari", с доработанным 12-цилиндровым атмосферным двигателем, показал в квалификации второй результат. Фарина выиграл гонку, опередив Аскари на 1 мин 18,6 с,. Третьим, вслед за Аскари финишировал Фаджоли. Фанхио, сменив 2 автомобиля сошёл, не набрав очков. 44 летний автогонщик из Турина стал первым чемпионом мира в классе формула 1.

Личный зачет:

Система начисления очков: 8-6-4-3-2; и 1 за лучший круг. В зачет идут четыре лучших результата из семи гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

1 Д. Фарина "Alfa-Romeo-158" 30
2 Х. М. Фанхио "Alfa-Romeo-158" 27
3 Л. Фаджоли "Alfa-Romeo-158" 24
4 Л. Розье "Talbot-Lago-T26C" 13
5 А. Аскари "Ferrari-375" 11
6 Д. Парсонс "Kurtis-Offenhauser" 9 (Инди 500)
  • Техника : вес двигатель мощность
  • "Alfa-Romeo-158" 700 кг, V8 1500 см.куб, нагнетатель, 370 л.с.
  • "Ferrari-375", 850 кг V12 4500см.куб. атмосферный 350л.с.
  • 1951 Автомобили команды "Alfa-Romeo", имевшие в первом чемпионате мира ощутимое превосходство над соперниками, получили в сезоне-51 дальнейшее развитие в модели "159". Максимальная мощность достигла 430 л.с. при 9300 об/мин. Команда "Ferrari", проведя большую работу над своим Type 375,довела мощность мотора до 380 л.с. и составила миланской команде серьёзную конкуренцию. Литровая мощность на Alfa Romeo 159 составляла 287 л.с./л, а BRM – невероятные 352 л.с./л. Расход топливной смеси таких мощных двигателях был огромным – около 120 литров на 100 км –поэтому в каждой гонке необходимо было совершать остановки для дозаправки. Первые два этапа за победы боролись Фарина и Фанхио на "Alfetta", но начиная с Сильверстоуна победы стали доставаться и гонщикам на "Ferrari-375": Аскари и Гонсалесу. Перед последним, восьмым, этапом чемпионата лидировал Фанхио с 27 очками, но его преимущество над Аскари составляло только два очка. Третье место занимал Гонсалес - 21 очко. Последняя гонка чемпионата прошла в Испании на трассе Педралбес. Аскари выиграл квалификацию и со старта гонки вышел вперед, но уже после первого круга его нагнал стартовавший с четвертого места Фарина, а сзади накатывал Фанхио. Сначала он прошел Фарину, а затем и Аскари, который испытывал проблемы со слишком быстро разрушавшимися шинами. Фанхио одержал победу и выиграл чемпионат. Alfa-Romeo объявила об уходе из Формулы 1, в связи с переходом формулы на атмосферные моторы 2,0л. Это были последние классические гонки той эпохи , когда применялась стратегия регулярных пит-стопов для дозаправки, которая вернётся в формулу-1 лишь в 1982 году.

Личный зачет:

Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Х. М. Фанхио "Alfa-Romeo-159" 31
2 А. Аскари "Ferrari-375" 25
3 Х. Ф. Гонсалес "Ferrari-375" 24
4 Д. Фарина "Alfa-Romeo-159" 19
5 Л. Виллорези "Ferrari-375" 15
6 П. Таруффи "Ferrari-375" 10

Техника та же.

1952

Введение на сезоны 1952-1953 технических требований класса формула 2 с объёмом двигателя до 2000см3,снизило затраты на проведение гонок, развитие и обслуживание автомобилей, что вызвало интерес более мелких фирм производителей: французской "Gordini", английским "Cooper", "Connaught", немецким AFM и "Veritas". "Ferrari" наилушим образом подготовилась к смене регламента, имея новый короткоходный 4х цилинровый двигатель мощностью 180 л.с. Аскари, Фарина и Таруффи – три итальянца заняли три первых места в чемпионате, выиграв на "Ferrari-500" все европейские этапы, причём Аскари выиграл шесть из них. Фанхио на Maserati попал в единственную в его жизни серьёзную аварию, до конца сезона выбыл из строя и не смог побороться с гонщиками Ferrari.

Личный зачет:

Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.

В зачет идут четыре лучших результата из восьми гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

1 А. Аскари "Ferrari-500" 36
2 Д. Фарина "Ferrari-500" 24
3 П. Таруффи "Ferrari-500" 22
4 Р. Фишер "Ferrari-500" 10
5 М. Хоторн"Cooper-Bristol-T20" 10
6 Р. Манзон "Gordini-T16" 9

Техника : вес кг, двигатель см.куб, , мощность л.с.

" Maserati Plati» 570 R4 1980 150

"Ferrari-500F2", 560 R4 1980 175

1953

Второй и последний год 2х литровой формулы. Команда "Ferrari" вновь была главным претендентом на победы, единственным, кто мог им помешать- Хуан Мануэль Фанхио, вернувшийся в гонки после травмы в Монце и выступавший теперь за "Maserati". 6-цилиндровый двигатель Maserati «Type A6SSG» развивал около 200 л.с. при 7500 об/мин. Впервые в истории автогонок безнаддувный двигатель смог развить 100 л.с./л . Двигатель Ferrari имел на 10 л.с. меньше, но имел низкий расход топлива ( около 23л/100км), что позволяло проходить дистанцию гонок без дозаправки. Аскари, стал двухкратным чемпионом мира, выиграв 5 из 9 гран-при. Фанхио добыл первую победу для Maserati, а Фарина выиграл последний в своей блестящей карьере Гран-при в возрасте 47 лет.

Личный зачет:

Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.

В зачет идут четыре лучших результата из девяти гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

1 А. Аскари "Ferrari-500" 34,5
2 Х. М. Фанхио "Maserati-A6GCM" 27, 5
3 Д. Фарина "Ferrari-500" 26
4 М. Хоторн "Ferrari-500" 19
5 Л. Виллорези "Ferrari-500" 17
6 Х. Ф. Гонсалес "Maserati-A6GCM"1 3,5

Техника: вес кг, двигатель см.куб, , мощность л.с.

" Maserati A6-GCM» 580 V6 1980 197

"Ferrari-553F2", 560 R4 1980 190

2я часть см:

иллюстрации здесь и далее взяты из интернета с картин Nicholas Watts и Michael Turner