Для тех, кто интересуется историей автогонок есть прекрасная книжка А. Чимарости, кто не читал- советую, там всё подробно. Здесь я собрал самые важные, с моей точки зрения, данные о развитии формулы1, техническом прогрессе , великих гонщиках и немного статистики.
1950 Первым победителем первого этапа чемпионата мира 13 мая 1950 года на Гран При Великобритании на трассе Сильверстоун стал Джузеппе «Нино» Фарина. Заводская команда "Alfa-Romeo", со своей моделью "Alfetta Type 158", оснащенную 1,5 литровым двигателем с нагнетателем, выиграла все этапы, за исключением Инди 500, куда европейские гонщики не поехали. Американская гонка будет оставаться в программе Чемпионата Мира вплоть до 1960 г., хотя в ней будут участвовать только американские гонщики. Перед последним этапом в Монце сложилась следующая ситуация: Фанхио имел 27 очков, Фаджоли - 24, Фарина – 22. Аскари, лучший из «остальных» за рулем "Ferrari", с доработанным 12-цилиндровым атмосферным двигателем, показал в квалификации второй результат. Фарина выиграл гонку, опередив Аскари на 1 мин 18,6 с,. Третьим, вслед за Аскари финишировал Фаджоли. Фанхио, сменив 2 автомобиля сошёл, не набрав очков. 44 летний автогонщик из Турина стал первым чемпионом мира в классе формула 1.
Личный зачет:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; и 1 за лучший круг. В зачет идут четыре лучших результата из семи гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Д. Фарина "Alfa-Romeo-158" 30
2 Х. М. Фанхио "Alfa-Romeo-158" 27
3 Л. Фаджоли "Alfa-Romeo-158" 24
4 Л. Розье "Talbot-Lago-T26C" 13
5 А. Аскари "Ferrari-375" 11
6 Д. Парсонс "Kurtis-Offenhauser" 9 (Инди 500)
- Техника : вес двигатель мощность
- "Alfa-Romeo-158" 700 кг, V8 1500 см.куб, нагнетатель, 370 л.с.
- "Ferrari-375", 850 кг V12 4500см.куб. атмосферный 350л.с.
- 1951 Автомобили команды "Alfa-Romeo", имевшие в первом чемпионате мира ощутимое превосходство над соперниками, получили в сезоне-51 дальнейшее развитие в модели "159". Максимальная мощность достигла 430 л.с. при 9300 об/мин. Команда "Ferrari", проведя большую работу над своим Type 375,довела мощность мотора до 380 л.с. и составила миланской команде серьёзную конкуренцию. Литровая мощность на Alfa Romeo 159 составляла 287 л.с./л, а BRM – невероятные 352 л.с./л. Расход топливной смеси таких мощных двигателях был огромным – около 120 литров на 100 км –поэтому в каждой гонке необходимо было совершать остановки для дозаправки. Первые два этапа за победы боролись Фарина и Фанхио на "Alfetta", но начиная с Сильверстоуна победы стали доставаться и гонщикам на "Ferrari-375": Аскари и Гонсалесу. Перед последним, восьмым, этапом чемпионата лидировал Фанхио с 27 очками, но его преимущество над Аскари составляло только два очка. Третье место занимал Гонсалес - 21 очко. Последняя гонка чемпионата прошла в Испании на трассе Педралбес. Аскари выиграл квалификацию и со старта гонки вышел вперед, но уже после первого круга его нагнал стартовавший с четвертого места Фарина, а сзади накатывал Фанхио. Сначала он прошел Фарину, а затем и Аскари, который испытывал проблемы со слишком быстро разрушавшимися шинами. Фанхио одержал победу и выиграл чемпионат. Alfa-Romeo объявила об уходе из Формулы 1, в связи с переходом формулы на атмосферные моторы 2,0л. Это были последние классические гонки той эпохи , когда применялась стратегия регулярных пит-стопов для дозаправки, которая вернётся в формулу-1 лишь в 1982 году.
Личный зачет:
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Х. М. Фанхио "Alfa-Romeo-159" 31
2 А. Аскари "Ferrari-375" 25
3 Х. Ф. Гонсалес "Ferrari-375" 24
4 Д. Фарина "Alfa-Romeo-159" 19
5 Л. Виллорези "Ferrari-375" 15
6 П. Таруффи "Ferrari-375" 10
Техника та же.
1952
Введение на сезоны 1952-1953 технических требований класса формула 2 с объёмом двигателя до 2000см3,снизило затраты на проведение гонок, развитие и обслуживание автомобилей, что вызвало интерес более мелких фирм производителей: французской "Gordini", английским "Cooper", "Connaught", немецким AFM и "Veritas". "Ferrari" наилушим образом подготовилась к смене регламента, имея новый короткоходный 4х цилинровый двигатель мощностью 180 л.с. Аскари, Фарина и Таруффи – три итальянца заняли три первых места в чемпионате, выиграв на "Ferrari-500" все европейские этапы, причём Аскари выиграл шесть из них. Фанхио на Maserati попал в единственную в его жизни серьёзную аварию, до конца сезона выбыл из строя и не смог побороться с гонщиками Ferrari.
Личный зачет:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут четыре лучших результата из восьми гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 А. Аскари "Ferrari-500" 36
2 Д. Фарина "Ferrari-500" 24
3 П. Таруффи "Ferrari-500" 22
4 Р. Фишер "Ferrari-500" 10
5 М. Хоторн"Cooper-Bristol-T20" 10
6 Р. Манзон "Gordini-T16" 9
Техника : вес кг, двигатель см.куб, , мощность л.с.
" Maserati Plati» 570 R4 1980 150
"Ferrari-500F2", 560 R4 1980 175
1953
Второй и последний год 2х литровой формулы. Команда "Ferrari" вновь была главным претендентом на победы, единственным, кто мог им помешать- Хуан Мануэль Фанхио, вернувшийся в гонки после травмы в Монце и выступавший теперь за "Maserati". 6-цилиндровый двигатель Maserati «Type A6SSG» развивал около 200 л.с. при 7500 об/мин. Впервые в истории автогонок безнаддувный двигатель смог развить 100 л.с./л . Двигатель Ferrari имел на 10 л.с. меньше, но имел низкий расход топлива ( около 23л/100км), что позволяло проходить дистанцию гонок без дозаправки. Аскари, стал двухкратным чемпионом мира, выиграв 5 из 9 гран-при. Фанхио добыл первую победу для Maserati, а Фарина выиграл последний в своей блестящей карьере Гран-при в возрасте 47 лет.
Личный зачет:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут четыре лучших результата из девяти гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 А. Аскари "Ferrari-500" 34,5
2 Х. М. Фанхио "Maserati-A6GCM" 27, 5
3 Д. Фарина "Ferrari-500" 26
4 М. Хоторн "Ferrari-500" 19
5 Л. Виллорези "Ferrari-500" 17
6 Х. Ф. Гонсалес "Maserati-A6GCM"1 3,5
Техника: вес кг, двигатель см.куб, , мощность л.с.
" Maserati A6-GCM» 580 V6 1980 197
"Ferrari-553F2", 560 R4 1980 190
2я часть см:
иллюстрации здесь и далее взяты из интернета с картин Nicholas Watts и Michael Turner