Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм, с которого началась Наталья Гундарева

Следом за невероятно успешной комедией «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970) режиссёр Виталий Мельников выпустил картину лирическую, но тоже не лишённую комедийного оттенка. Это был фильм «Здравствуй и прощай», созданный по сценарию Виктора Мережко. Виктора Мережко, тогда начинающего сценариста, ещё почти никто не знал, так что Мельников рискнул, взяв его в соратники. Однако риск оправдался более чем:

отменно прописанные диалоги, колоритные герои и предельно точно переданная сельская атмосфера превратили «Здравствуй и прощай» во всенародный хит.
Кадр из фильма «Здравствуй и прощай»
Кадр из фильма «Здравствуй и прощай»

Главной героиней истории Виктор Мережко сделал женщину, деревенскую красавицу Шуру, из тех, что в духе Некрасова и «в горящую избу войдёт», и «посмотрит - рублём одарит».

Фото со съёмок. Наталья Гундарева и Людмила Зайцева
Фото со съёмок. Наталья Гундарева и Людмила Зайцева

Для такой роли нужна была актриса особенная, которая могла бы не на шутку заворожить зрителей и показать, что не зря к ней тянутся мужчины. Одной из первых претенденток на роль была Людмила Максакова.

Максакова была исполнительницей яркой, эффектной, мощной, но такая женщина определённо не могла бы жить в деревне,

так что Мельников ей отказал. Потом на пробы приходили другие артистки и в какой-то момент среди них режиссёр вдруг увидел ту самую Шуру, героиню, которую он искал. Ею оказалась актриса Людмила Зайцева. Она только что снялась у Станислава Ростоцкого в военной драме «А зори здесь тихие», но фильм только-только выходил в прокат, так что ещё никакой известности Людмила не приобрела.

Мельников был настолько уверен, что Зайцева справится с ролью, что даже не стал делать пробы и сразу утвердил её.

А вот сама Людмила немного сомневалась: ей нужно было перевоплотиться в многодетную мать, которую на глазах всей деревни бросает муж, уходя к городской соблазнительнице. Самой же Людмиле было всего 26, и она пока не успела познать ни замужество, ни материнство.

Людмила Зайцева привела на площадку свою приятельницу, театральную актрису Наталью Гундареву. Та в кино ещё не снималась, но Людмиле показалось, что Наталья сумеет вписаться в образ доброй, немного наивной буфетчицы Нади. Удивительно, но и

дебютантку Гундареву Виталий Мельников тоже утвердил почти сразу же.

Позднее зрители наотрез отказывались верить, что несчастную Надю сыграла профессиональная актриса, а не обычная деревенская женщина. Наталья Гундарева в кадре была такой одновременно аппетитной и манящей, но при этом чуть неуклюжей, нескладной и даже нелепой, что, казалось, каждый хотя бы раз в жизни видел такую буфетчицу. Именно эта роль дала Гундаревой путёвку в кино, а Мельников считается режиссёром, открывшим эту феноменальную актрису.

Фото со съёмок. Режиссёр Виталий Мельников
Фото со съёмок. Режиссёр Виталий Мельников

Роль беглеца-мужа Виталий неожиданно доверил Михаилу Кононову. С Михаилом он познакомился во время работы над первым своим полнометражным художественным фильмом «Начальник Чукотки», где Кононов сыграл центрального персонажа. Михаил не обладал внешностью героя-любовника и покорителя женщин, зато

в нём была та самая слабость, свойственная нерешительному и мятущемуся Митьке, супругу боевой Шурки.
Фото со съёмок. Людмила Зайцева, Виталий Мельников, Михаил Кононов
Фото со съёмок. Людмила Зайцева, Виталий Мельников, Михаил Кононов

Когда съёмочная группа сформировалась, режиссёр понял, что в павильоне снять ленту не получится, ведь всё действие происходит в деревне.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Тогда кинематографисты отправились в Ростовскую область, в станицу Приморская.

Местные жители были в восторге от приезда группы, всячески помогали и охотно снимались в массовке. А Людмилу Зайцеву, которая родилась и выросла на Кубани, они и вовсе принимали за свою.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Чтобы сделать кадры ещё более правдивыми, оператор Юрий Векслер предложил, чтобы актрисы снимались с минимальным гримом.

Фото со съёмок. Оператор Юрий Векслер
Фото со съёмок. Оператор Юрий Векслер

Этот приём сработал: и Людмила Зайцева, и Наталья Гундарева на экране выглядят настоящими деревенскими жительницами, а их героини оказались именно такими, какими их задумал сценарист Виктор Мережко.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Но вот приезды Олега Ефремова, сыгравшего участкового, влюбившегося в Шуру, неизменно становились в Приморской событием. Ефремов тогда много снимался, руководил МХАТом, поэтому приезжал на съёмки лишь изредка.

С кумиром миллионов советских зрителей мечтали пообщаться и простые люди, и деревенское начальство, и даже руководство Ростовской области,

так что у Ефремова не было ни единой свободной минуты даже на отдых.

Фото со съёмок. Людмила Зайцева, Виталий Мельников, Михаил Кононов
Фото со съёмок. Людмила Зайцева, Виталий Мельников, Михаил Кононов

Когда фильм «Здравствуй и прощай» вышел в прокат, он тут же полюбился аудитории. В первую очередь за достоверность и даже некоторую документальность:

зрители видели в героях если не себя, то своих знакомых и родственников.

А когда копию привезли в станицу Приморскую, жители оккупировали крошечный деревенский кинотеатр, ведь каждому хотелось увидеть на экране себя, пусть даже и в секундном эпизоде.

Ленту безостановочно крутили на несколько суток, пока селяне не насладились собственным триумфом.

Несмотря на то, что Людмила Зайцева позже снялась в десятках картин, для очень многих зрителей она так и осталась разбитной, но добросердечной Шуркой из «Здравствуй и прощай». Но саму актрису это не расстраивает. В интервью она отмечала, что её

героиня стала для зрителей родной, по-настоящему «своей», чуть ли не родственницей.

И разве не это главное для актёра - создать образ, который будет частью реальной жизни?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10