Следом за невероятно успешной комедией «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970) режиссёр Виталий Мельников выпустил картину лирическую, но тоже не лишённую комедийного оттенка. Это был фильм «Здравствуй и прощай», созданный по сценарию Виктора Мережко. Виктора Мережко, тогда начинающего сценариста, ещё почти никто не знал, так что Мельников рискнул, взяв его в соратники. Однако риск оправдался более чем:
отменно прописанные диалоги, колоритные герои и предельно точно переданная сельская атмосфера превратили «Здравствуй и прощай» во всенародный хит.
Главной героиней истории Виктор Мережко сделал женщину, деревенскую красавицу Шуру, из тех, что в духе Некрасова и «в горящую избу войдёт», и «посмотрит - рублём одарит».
Для такой роли нужна была актриса особенная, которая могла бы не на шутку заворожить зрителей и показать, что не зря к ней тянутся мужчины. Одной из первых претенденток на роль была Людмила Максакова.
Максакова была исполнительницей яркой, эффектной, мощной, но такая женщина определённо не могла бы жить в деревне,
так что Мельников ей отказал. Потом на пробы приходили другие артистки и в какой-то момент среди них режиссёр вдруг увидел ту самую Шуру, героиню, которую он искал. Ею оказалась актриса Людмила Зайцева. Она только что снялась у Станислава Ростоцкого в военной драме «А зори здесь тихие», но фильм только-только выходил в прокат, так что ещё никакой известности Людмила не приобрела.
Мельников был настолько уверен, что Зайцева справится с ролью, что даже не стал делать пробы и сразу утвердил её.
А вот сама Людмила немного сомневалась: ей нужно было перевоплотиться в многодетную мать, которую на глазах всей деревни бросает муж, уходя к городской соблазнительнице. Самой же Людмиле было всего 26, и она пока не успела познать ни замужество, ни материнство.
Людмила Зайцева привела на площадку свою приятельницу, театральную актрису Наталью Гундареву. Та в кино ещё не снималась, но Людмиле показалось, что Наталья сумеет вписаться в образ доброй, немного наивной буфетчицы Нади. Удивительно, но и
дебютантку Гундареву Виталий Мельников тоже утвердил почти сразу же.
Позднее зрители наотрез отказывались верить, что несчастную Надю сыграла профессиональная актриса, а не обычная деревенская женщина. Наталья Гундарева в кадре была такой одновременно аппетитной и манящей, но при этом чуть неуклюжей, нескладной и даже нелепой, что, казалось, каждый хотя бы раз в жизни видел такую буфетчицу. Именно эта роль дала Гундаревой путёвку в кино, а Мельников считается режиссёром, открывшим эту феноменальную актрису.
Роль беглеца-мужа Виталий неожиданно доверил Михаилу Кононову. С Михаилом он познакомился во время работы над первым своим полнометражным художественным фильмом «Начальник Чукотки», где Кононов сыграл центрального персонажа. Михаил не обладал внешностью героя-любовника и покорителя женщин, зато
в нём была та самая слабость, свойственная нерешительному и мятущемуся Митьке, супругу боевой Шурки.
Когда съёмочная группа сформировалась, режиссёр понял, что в павильоне снять ленту не получится, ведь всё действие происходит в деревне.
Тогда кинематографисты отправились в Ростовскую область, в станицу Приморская.
Местные жители были в восторге от приезда группы, всячески помогали и охотно снимались в массовке. А Людмилу Зайцеву, которая родилась и выросла на Кубани, они и вовсе принимали за свою.
Чтобы сделать кадры ещё более правдивыми, оператор Юрий Векслер предложил, чтобы актрисы снимались с минимальным гримом.
Этот приём сработал: и Людмила Зайцева, и Наталья Гундарева на экране выглядят настоящими деревенскими жительницами, а их героини оказались именно такими, какими их задумал сценарист Виктор Мережко.
Но вот приезды Олега Ефремова, сыгравшего участкового, влюбившегося в Шуру, неизменно становились в Приморской событием. Ефремов тогда много снимался, руководил МХАТом, поэтому приезжал на съёмки лишь изредка.
С кумиром миллионов советских зрителей мечтали пообщаться и простые люди, и деревенское начальство, и даже руководство Ростовской области,
так что у Ефремова не было ни единой свободной минуты даже на отдых.
Когда фильм «Здравствуй и прощай» вышел в прокат, он тут же полюбился аудитории. В первую очередь за достоверность и даже некоторую документальность:
зрители видели в героях если не себя, то своих знакомых и родственников.
А когда копию привезли в станицу Приморскую, жители оккупировали крошечный деревенский кинотеатр, ведь каждому хотелось увидеть на экране себя, пусть даже и в секундном эпизоде.
Ленту безостановочно крутили на несколько суток, пока селяне не насладились собственным триумфом.
Несмотря на то, что Людмила Зайцева позже снялась в десятках картин, для очень многих зрителей она так и осталась разбитной, но добросердечной Шуркой из «Здравствуй и прощай». Но саму актрису это не расстраивает. В интервью она отмечала, что её
героиня стала для зрителей родной, по-настоящему «своей», чуть ли не родственницей.
И разве не это главное для актёра - создать образ, который будет частью реальной жизни?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296