Найти в Дзене

Студенты! Ваше образование в ваших руках.

Оглавление

Этот текст адресован, в первую очередь, студентам-энергетикам, и даже больше - электроэнергетикам. Но вполне возможно, что высказанные мысли будут полезны и вообще всем студентам.

О чём же я хочу сказать? Расскажу, что нужно знать и уметь, как учиться, как и где искать работу, как трудиться, чтобы быть востребованным специалистом в своей отрасли (и во все времена, кстати). Присаживайтесь поудобнее, налейте чаю или кофе, беседа будет долгой, но расскажу всё, что знаю и понимаю по этой теме.

Про выбор специальности

В профессию приходят по-разному. Часто дети идут по стопам родителей и осваивают ту же специальность. В принципе, подход логичный, родители могут направить, что-то подсказать. Есть ли потом кумовство? Возможно, но в нашей отрасли не слишком сильно. Электроэнергетика дело ответственное, и если человек, несмотря на все заслуги родителя, ничего из себя не представляет, его никуда и не пустят. Ценят за собственные профессиональные качества, поэтому имеет смысл нарабатывать их с самого первого курса. Сюда же можно отнести рекомендации знакомых/друзей/родственников/учителей/наставников и т.д. В общем, это случай, когда студенты хотя бы немного представляют, что же за профессия такая у них будет.

Много и тех, кто попадает в электроэнергетику случайно. Надо было пойти куда-то учиться, вроде бы неплохая специальность, идёшь и учишься, а потом уже как-то и деться некуда, настолько оно всё в тебя въедается и формирует тебя. Это как раз мой случай. Специальность я выбрала, потому что из всех технических дисциплин в нашем вузе больше всего понравилось название, оказалось, это стопроцентное попадание.

Бывает, что люди идут учиться "за компанию". Друзья, например, выбрали конкретную специальность, ну и всей компашкой туда и поступили (тут лишь бы подготовки всем хватило на поступить).

А есть люди, вполне рационально выбирающие будущую профессию. Правда, в своей практике пока таких не встречала, но верю, что они существуют. Те, кто анализирует рынок труда и оценивает, какие профессии востребованы сейчас и на перспективу 5 - 10 лет. Пожалуй, именно так и надо выбирать специальность, учитывая, склонности и подготовку - странно было бы в старших классах усиленно учить биологию с химией и вдруг метнуться на техническую специальность.

Про перспективы и где работать, могу так сказать: для электроэнергетиков есть работа в любом регионе страны, да и за рубежом тоже найдётся. Например, Росатом строит станции "снаружи", можно туда попробовать попасть. Но для этого, конечно, нужно интересоваться, узнавать, предлагать свои знания-умения-труд (главное, чтоб было, что предложить). Немножко пространных рассуждений на тему востребованности энергетиков изложено здесь: https://zen.yandex.ru/media/jb_electro/elektrik-energetik-elektroenergetik-bez-raboty-nikogda-ne-ostanutsia-5e749ae82dfbc4739d35cde3

Ученье - труд

Здесь поговорим о том, как подходить к собственному образованию. Вот вы поступили в институт, радость и счастье-то какое! А теперь надо работать.

Во-первых, своим образованием вы, на самом деле, заняты полный рабочий день. Это только в институте на парах вы отсидели часов четыре-пять-шесть. И кажется, ну всё, остальная часть дня свободна, но нет, самостоятельно тоже придётся поучиться - расчётки, семинары, лабораторные, курсачи, контрольные и т.д., и т.п. Конечно, это время самостоятельной работы плотно утрамбовывается где-то в районе зачётной недели, но гораздо выгоднее планомерно работать в течение всего семестра - по графику выполнять и защищать лабы, делать расчётки, готовиться к семинарам. И если посчитать часы, то в итоге дома вы отработаете не меньше, чем проведёте в институте. При таком раскладе работать параллельно учёбе невозможно, сил не хватит, да и качество и того, и другого будет заведомо невысоким. Если уж решили получить образование, занимайтесь этим делом по-настоящему. Вон, как дедушка Ленин говорил: учиться военному делу настоящим образом. Только так. Ну или уж бросайте эту унылую учёбу, и идите по-настоящему работать, с полной отдачей.

Хороший плакат, правда, нашлось в интернете только такого качества изображение. Я вообще считаю, что любым делом надо заниматься настоящим образом. Зачем же тратить силы, время и нервы на что-то ненастоящее? Поэтому и люблю эту фразу.
Хороший плакат, правда, нашлось в интернете только такого качества изображение. Я вообще считаю, что любым делом надо заниматься настоящим образом. Зачем же тратить силы, время и нервы на что-то ненастоящее? Поэтому и люблю эту фразу.

И, кстати, про часы обучения. Слышали, наверное, про "десять тысяч часов" и профессионализм. Мы как-то под конец учёбы решили посчитать, а сколько же времени мы отдали специальным предметам. Считали примерно по часам, указанным в зачётке, и удвоили, исходя из предположения, что над курсачами и прочим просидели столько же. Получилось что-то вроде восьми-девяти тысяч часов за шесть лет. Из чего был сделан вывод, что это круто, но нельзя останавливаться в своём развитии.

Это мы говорили чисто о количественном подходе к учёбе.

Во-вторых. Подход качественный. Нужно вникать в то, что вы изучаете. Интересоваться и осмыслять, искать дополнительную информацию, спрашивать что-то у преподавателей (хотя бы пытаться) и обсуждать с товарищами. Знаю, что далеко не все преподаватели готовы беседовать со студентами, но можете писать вопросы здесь или на почту, разберём, обсудим. И, кстати, интересный момент - работающие специалисты всегда готовы делиться знаниями со следующими поколениями, по крайней мере, мне только такие попадались.

И ещё момент. Не знаю, как для гуманитарных специальностей, но у нас, чтобы запомнить, нужно понять. Нужно разобраться, как оно работает, как устроено, потом это из головы уже не выкинуть. Можно зазубрить, но это оч сложно, видела я и таких, но они работать по специальности не стали (столько сил вбухать в образование и похерить потом, ну и да ладно, их дело).

Что учить

Здесь расскажу, какие предметы являются основополагающими, фактически теоретической базой, без которой специалист-электроэнергетик вряд ли может состояться. Сейчас модно рассказывать, что классические методы образования устарели, что всё старьё и надо по-новому. И так, и не так. Есть то, что должно оставаться классикой, по содержанию однозначно, может быть, немного меняться по форме подачи, но всё же. А есть то, чего сильно не хватает - например, софтскилз инженерам явно не дают, а надо бы, а-ля организация, управление, планирование и т.п. Не хватает нормального программирования, может, сейчас лучше, но не уверена. Когда мы учились, например, расчёты режимов нам давали на Фортране. На Фортране! Естественно, нужно давать машинное обучение, искусственный интеллект и всё такое. И, кстати, гуманитарно-этическое осмысление этих вопросов тоже надо бы давать, но... мечтать не вредно, короче.

В общем, без чего из электроэнергетической "классики" нам никак не обойтись:

  • математика. Важные разделы - матрицы (лучше бы вообще тензорная алгебра), комплексные числа, интегральное и дифференциальное исчисление. Если планируете заниматься потом машинным обучением, усиленная статистика, да и вообще теория вероятности тоже нужна, на ней, по сути, строятся оценки надёжности электроэнергетических систем;
  • физика. Само собой, электростатика, электродинамика. Но и остальные разделы физики тоже надо качественно изучать;
  • материаловедение. Изучаются материалы изоляционные, проводники и полупроводники, хотя последние так, больше для ознакомления. Так что предмет тоже важный. У нас его всунули на первый курс, по специальности мы тогда ничего ещё не знали, и что такое тангенс угла диэлектрических потерь было совершенно непонятно, но вот, крепко запомнилось;
  • теоретические основы электротехники. Ну это, прям, маст хэв для любого электрика. В трёх частях. Предмет трудный и очень важный. Вспоминается стишок "Наступит время золотое, когда сдадим три части ТОЭ";
  • электрические машины. Двигатели, трансформаторы, генераторы. Важный курс, хотя, конечно, для специальностей "электроснабжение" и "системы и сети" он сильно меньше, чем для "машинистов", но нужен обязательно;
  • переходные процессы - электромагнитные и электромеханические. Это, в какой-то мере, продолжение ТОЭ. Учат рассчитывать параметры электроэнергетических систем при тех или иных изменениях. Например. Какими станут токи и напряжения в сети после определённого короткого замыкания в каком-то месте. Расчёты токов КЗ дальше применяются при выборе оборудования, при проектировании релейной защиты и автоматики и пр. А электромеханические переходные процессы - это, по сути, расчёт устойчивости режимов электроэнергетических систем. Так что к этим курсам имеет смысл отнестись с вниманием и большим почтением;
  • электрическая часть станций и подстанций. Обычно этот курс разбит на две части - первая больше про электрические аппараты, вторая уже про схемы станций-подстанций, выбор оборудования и всё такое;
  • электроснабжение. Для "систем и сетей" обзорно, про графики нагрузок, их анализ и т.д., и т.п. У "снабженцев" это, конечно, основной предмет;
  • электрические сети. Какие бывают, как строятся, расчёт режимов, выбор оборудования. В зависимости от специальности тоже глубина освоения разная. Для "систем и сетей" расчётов режимов должно быть много, и это очень важный момент. Нам, например, режимы давали в разных курсах и с разными подходами, весьма обширно и многогранно получилось.

Вообще надо осваивать всё, что в вузе дают. Конечно, многое зависит от подачи материала, и какие-то предметы могут быть изложены не очень хорошо, но даже гуманитарные дисциплины вносят какой-то вклад в образование будущего инженера. При должном освоении, естественно.

Может возникнуть ситуация, когда не очень качественно преподают спецпредметы. В таком случае его придётся "добирать" самостоятельно. Штудировать учебник и пытаться всё-всё из него понять, приставать с вопросами к преподавателям, даже не ведущим этот курс, они, скорее всего, смогут ответить на вопрос. Если захотят, конечно. Обсуждайте вопросы по предмету с одногруппниками, с однокурсниками. Рассуждения помогают сформировать цельное представление.

Всё вам по силам, это не только путь к успешному профессиональному будущему, но и просто к хорошему результату на экзаменах.

-3

Про устройство на работу

И вот вы успешно и усердно загружаете специальные знания в свою светлую головушку, нарабатываете навыки пока что на учебных задачах, в общем, успешно осваиваете учебную программу. А дальше что?

Вполне вероятно, что работа по специальности найдёт вас сама где-нибудь на старших курсах. Работодатели с предложениями могут приходить на выпускающие кафедры, а могут неофициально через преподавателей искать типа "есть ли у вас хорошие студенты? кого порекомендуете?" В любом случае здесь именно здесь сработает ваша усердная работа за всё время в вузе - рекомендовать будут лучших.

Можно и самостоятельно поискать работу. Если вы знаете, в какой компании хотели бы работать, идите туда и отнесите своё резюме. Есть вакансии, нет вакансий - неважно. Вам нужно сообщить о себе, дать понять, что вы хотите здесь работать и что вы будете толковым работником. Возможно, периодически придётся названивать в отдел кадров с вопросом, не появилась ли вакансия. Разумная и тактичная настойчивость открывает многие двери.

Также можно пройтись по сайтам отраслевых компаний, посмотреть вакансии и уже идти на конкретную должность. Так можно найти работу в любом из регионов, кстати. Ну, это если не тяготит переезд и бытовые трудности.

К слову. В отрасли сейчас ощущается некоторая нехватка специалистов, так что работы много, выбирай на вкус. Но при этом борзеть и на старте заламывать условия не стоит, скромность украшает человека. Не бойтесь начинать карьеру с самых низов, толковый инженер быстро растёт.

Про трудоустройство в энергетике тоже уже писала, в какие компании можно идти: https://zen.yandex.ru/media/jb_electro/perspektivy-trudoustroistva-v-elektroenergetike-5e32de3fd810225b7ccf457a

Как работать

И вот вы, молодой специалист, выходите на новую работу. Понятно, что сколько-то времени выбудете осваиваться: вникать в специфику конкретной работы, дообучаться на месте, налаживать отношения с коллегами и т.д. Но как работать? Что главное для успешной работы?

Хочу поделиться одним хорошим высказыванием про то, как работодатель оценивает труд своих сотрудников, лучше и не скажешь:

По-настоящему значимыми критериями при оценке труда являются:
- качество выполненной сотрудником работы
- скорость, с которой сотрудник выполняет работу
- стабильность выполнения работы
- способность сотрудника решать смежные задачи, выходящие за рамки его базовых компетенций

Честно позаимствовано у Орды: https://sponsr.ru/orda/8627/Alchnaya_sovremennost_torguet_kriticheskim_myshleniem

Там же где-то они писали, что если работник ничем не интересуется, не пытается сделать что-то лучше, а только для галочки, никогда не смотрит шире своих задач, то далеко не пойдёт и вряд ли будет высоко цениться. Каким работником быть, это уж решать вам.

И, кстати, специфика отраслевая - высокая ответственность работника и соблюдение правил безопасности. Никому не нужен разгильдяй, который может обесточить объект или влезть под напряжение.

И напоследок

Маленькое напутствие. Где бы вы ни оказались, чем бы ни занимались, какое бы роскошное образование у вас ни было, продолжайте учиться. Старайтесь освоить те области знания, которое интересны и, хорошо, если полезны. Не угадать на стыке каких дисциплин может найтись какое решение для каких задач, поэтому чем шире у вас область поиска решений, тем выше вероятность успеха. И вот опять сошлюсь на дедушку Ленина, который говорил: "Учиться, учиться и ещё раз учиться!" Чистая правда. Помимо, кстати, профессиональной пользы это даёт ещё и пользу физиологическую - вы помогаете своему мозгу оставаться активным, что хорошо влияет вообще на весь организм.

Надеюсь, всё вышеизложенное будет хоть кому-то полезным. Если есть что обсудить, пишите в комментариях. Всем тепла и света! И трудовых свершений!