Найти в Дзене

Люди труда в картинах Петрова - Водкина

«Центр Агроаналитики» продолжает знакомить с крестьянскими образами в искусстве.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939 гг.)

«Весна» — 1935
«Весна» — 1935

Кузьма Сергеевич, родился в семье потомственного сапожника и горничной, своим необычным виденьем мира был обязан родным местам расположенным в Саратовской губернии на берегу Волги, где прошло детство художника.

«Мать» — 1913
«Мать» — 1913

Однажды заехавшему в Хвалынск знаменитому архитектору показали работы Кузьмы, тот похвалил, а местная купчиха, из богатых, вдруг решила поддержать юного художника и назначила ему содержание, позволившее ехать учиться в Петербург.

«Девушке на Волге» —1917
«Девушке на Волге» —1917

Первая работа Петрова-Водкина как самостоятельного художника сохранилась в городе на Ниве на стене церкви в Александровском парке. Это икона «Богородица с младенцем» впечатляет одновременно и каноничностью образа, и новаторским исполнением. Работа в такой технике была выполнена одной из первых в городе.

В 1897 году художник переехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в класс к Валентину Серову.

Долгое время Кузьма Сергеевич делил свои художественные интересы между живописью и литературой и более десяти лет не знал, чему отдать предпочтение.

«Полдень» — 1917
«Полдень» — 1917

Работа над литературными произведениями была для него важной и увлекательной, но не имела сильного отклика у читателей.

После окончания училища Петров - Водкин решает отправиться путешествовать по Миру и первой дорожной авантюрой его становится поездка на велосипеде в Мюнхен.

В середине пути отдав велосипед попутчику, он добирается до места назначения, школы художника Антона Ашбе, голодным, испуганным, отчаявшимся бродягой, который успел к тому же нарушить немецкие законы перемещения.

«Фантазия» — 1925
«Фантазия» — 1925

Позже художник с упоением будет изучать галереи и улицы европейских городов впитывая тенденции западных мастеров.

Кузьма Сергеевич более трех лет прожил в Париже, постигая все каноны и веянья французской школы живописи.

А вернувшись в родные места уже с молодой женой, француженкой по происхождению, Кузьма Сергеевич снова пережил красоту приволжских деревней, полей, холмов и лесов и теперь уже навсегда связал свое творчество с жизнью близких ему людей и с природой родного края.

 «Натюрморт с сиренью» —1928
«Натюрморт с сиренью» —1928

В его картине «Мать» изображен прекрасный образ женщины, простой русской крестьянки, представлен как обобщенный образ материнской любви и человеческого счастья.

Также важной работой в формировании своеобразного индивидуального стиля художника стала картина «Девушки на Волге».

Ее замысел возник из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск.

«Окрестности Хвалынска» —1909
«Окрестности Хвалынска» —1909

Написанная в том же декоративно-монументальном плане, что и «Мать» колористически построенная на гармонии трех основных цветов - красного, синего и желтого, - эта картина представляла идеальный тип русской женщины, покоряющей скромностью, чистотой души и изяществом натуры.

Петров-Водкин становится надеждой, открытием, иконой и знаменем петербургского эстетского художественного журнала «Аполлон» и его основателя Сергея Маковского. Сразу же - персональная выставка и восторженные статьи, известность в обеих столицах и признание молодых коллег-художников, публичные выступления и лекции.

В эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. Он считал, что все колористическое богатство мира основано на трех главных цветах спектра - красном, синем и желтом.

Текст подготовлен Вероникой Эйдлин.

Другие публикации рубрики «Культурная среда»