Найти в Дзене

Эмоциональное содержание текста влияет на его восприятие: что стоит учесть при подготовке к экзаменам

Оглавление

Всем известно, что с помощью текста можно вызвать эмоции у читателя или слушателя. Каждое слово, как написанное, так и произнесенное, несет в себе не только смысл, но и целый ряд ассоциаций, которые могут затрагивать эмоциональную сферу человека. В свою очередь, переживаемые эмоции влияют на когнитивные процессы – планирование, внимание, память, принятие решений, контроль над поведением и восприятие. В том числе, эмоциональное состояние может влиять на восприятие текста, и этот факт стоит учитывать при выполнении лингвистических заданий.

Немного теории

Принято выделять семантическую и синтаксическую стороны восприятия текста. Семантическая информация имеет отношение к смысловой части слов и предложений. Например, в предложении «Девушка съела забор» слово «забор» явно находится не на своем месте и приводит к возникновению семантической, то есть смысловой, ошибки. Синтаксическая информация касается грамматической структуры текста. Не каждое грамматически верное предложение является правильным с точки зрения семантики; это хорошо видно на примере выше.

Исследования, посвященные изучению влияния эмоционального содержания текста

Ученые давно изучают, как именно эмоциональное состояние влияет на когнитивные процессы. Так, было установлено, что положительные эмоции, которые испытывает человек при восприятии текста, запускают эвристические стратегии обработки информации. Они основаны на пережитом опыте и являются более обширными и гибкими. В таком случае восприятие текста может быть более поверхностным и схематичным, и важные элементы текста могут остаться вне фокуса внимания читающего. Напротив, негативные эмоции активируют алгоритмические стратегии обработки информации, которые являются более точными, ориентированными на лексические детали и тонкости. Таким образом, эмоциональное состояние, которое испытывает человек, может влиять на то, как он воспринимает текст, а также на то, с какой вероятностью он обратит внимание на наличие возможных ошибок.

Кроме того, было обнаружено, что эмоциональное волнение само по себе может влиять как на семантическую, так и на синтаксическую обработку текста. Например, в исследовании 2007 года было продемонстрировано, что просмотр изображений, вызывающих сильное волнение, приводит к нарушенному восприятию смысла слов. Традиционно считается, что текст вызывает меньшее возбуждение по сравнению с изображениями или видео, но и такой эффект стоит учитывать в лингвистической работе.

Чтобы выяснить, как именно положительные и отрицательные эмоции влияют на восприятие текста, в 2012 году было проведено исследование, в ходе которого участником нужно было судить о наличии ошибок в тексте. Оно состояло из двух экспериментов: в первом эксперименте предложения содержали семантические ошибки, а во втором – синтаксические. В ходе процедуры обоих экспериментов участники читали короткие параграфы, несущие отрицательный, положительный или нейтральный эмоциональный подтекст, а затем отвечали, содержит ли ошибки предложение, идущее следом за параграфом.

Результаты обоих экспериментов привели к единому выводу: эмоциональный подтекст действительно влияет на восприятие семантических и синтаксических ошибок. При этом нарушающими восприятие оказались положительные эмоции: после прочтения параграфов с положительной окраской испытуемые делали больше ошибок и тратили больше времени на суждение о правильности представленных предложений. Негативный и нейтральный подтексты параграфов не привели к значимым отклонениям в суждениях участников эксперимента.

Таким образом, занимаясь любой лингвистической работой, в частности, при обучении иностранному языку, и учителям и учащимся нужно учитывать еще один аспект: эмоциональное содержание текста. Согласно данным исследований, эмоции, которые испытывает человек во время прочтения текста, могут влиять на мыслительные процессы при его обработке и, следовательно, на точность его восприятия. Это особенно значимо при подготовке к экзаменам, так как в этой ситуации даже одна ошибка может серьезно повлиять на оценку учащегося.

Например, в ЕГЭ по английскому языку традиционно включают задания, в которых нужно прочитать текст и вставить пропущенные слова в верной грамматической форме. Если предложенный текст имеет позитивную эмоциональную окраску, это повышает вероятность того, что ученик выберет неверный вариант. Зная о таком эффекте, учащиеся могут уделить особое внимание текстам, вызывающим положительные эмоции, и таким образом избежать невольных ошибок.