Здравствуйте, цветоманы!
Меня зовут Екатерина и сегодня я не узнала свою фиалку! Теперь мой день прошёл в размышлении – что же делать с новоявленной самозванкой.
Какой была фиалка ЛЕ-Розмари
Я люблю не только выращивать цветы, но и дарить их. Летом моя цветущая сенполия ЛЕ-Розмари переселилась на подоконник свекрови. Замечательный сорт с пёстрой расцветкой:
Авторское описание сорта:
Махровая крупная белая волнистая звезда-помпон с яркими розовыми напечатками и синими брызгами фэнтези. Темно-зеленые зубчатые листья.
(Е. Лебецкая)
Окраска фиалок несколько вариантивна. Она зависит от условий, из которых наиболее значимыми для внешнего вида растения является освещение и температура закладки бутонов. Например, в жару может почти полностью исчезнуть белый цвет (фиалководы говорят, что цветок «заплыл» из-за высокой температуры). А при недостаточном освещении краски на лепестках тускнеют. Но основные признаки сорта всё-таки должны сохраняться.
Перед тем, как вручить живой фиалочный презент, я сняла с розетки лист. ЛЕ-Розмари – правда, очень нарядный и запоминающийся сорт. Лист укоренился и дал много деток, 2 из которых я оставила себе. Одной деткой тут было бы не обойтись, потому что у размножения сенполий, особенно со сложной окраской, есть одна неприятная особенность.
Какой ты была, такой не осталась
Иногда фиалка, выращенная из листа, кардинально изменяет окрас цветка. Это – не переопыление, потому что переопыление не может изменить оттенок лепестков у растений, размноженных вегетативно (частичкой). Это – так называемый «спорт». И моя ЛЕ-Розмари спортанула:
Изменение окраски лепестков при вегетативном размножении ("спорт") – спонтанная генетическая мутация. Наши сорта фиалок – сложные гибриды с богатым наследством, собранные рукой селекционера. Иногда гены предков самовольно перемешиваются друг с другом.
Такой новый набор отличается от набора генов одного отдельно взятого сорта, и внешность растения меняется. Причём наиболее агрессивно ведёт себя ген сине-фиолетового цвета, подавляя остальные. По одной причине – он является естественной окраской.
Глядя на ЛжеРозмари, я поймала себя на странной мысли. Сколько бы человек ни гибридизировал растения, доводя до своего выдуманного идеала, фиалка всё равно стремиться к естественности. Моя ЛЕ-Розмари уже, пожалуй, несколько поколений, если не десяток, принимала внешность, созданную селекционером. Но хорошо помнит своё прошлое, развернув сиреневые лепестки с белой окантовкой и без какого-либо намёка на крапинки-«фэнтэзи».
Что делать с незваной гостьей-спортсменкой
У меня подрастает вторая детка от ЛЕ-Розмари, и мне остаётся возлагать все надежды на неё. Она прежде стояла на окне и пока не готова к цветению. Спортанувшее растение было под лампой, поэтому и зацвело раньше.
Может, читателям это покажется нечестным, но любители фиалок обычно прощаются со «спортами». Хотя есть приятные исключения, когда цветок не уступает по красоте оригинальному родителю. Это когда в доме немного растений, любая фиалка кажется красивой и особенной. Для людей, чьи коллекции исчисляются десятками и сотнями сортов, держаться за каждое растение – нерационально.
Скажу честно: я ещё не определилась с судьбой «спорта». Растерявшая окраску, фиалка по-прежнему выглядит нарядно. И пока она точно остаётся в моём доме и получает полноценный уход. А Вы бы оставили такой цветок?
✅ Если Вам было интересно или понравилась спортсменка – прошу поставить в ответ «Палец вверх», это важно для моего «цветочного» канала.
С уважением, Екатерина 🌹