Маргарет Митчелл гневно отрицала, что списала героиню с самой себя. На вопросы о схожести отвечала иногда очень резко. Но писательница лукавила. Непростой характер Скарлетт – это во многом отражение её «литературной мамы». А биография героини сплошь состоит из кусочков биографии Маргарет Митчелл. Та и есть её настоящий прототип.
Конечно, Маргарет Митчелл была южанкой. Так точно воспроизвести детали быта мог лишь человек, полностью погруженный в материал. Она родилась 8 ноября 1900 года в Атланте. Семья так давно пустила корни в штате Джорджия, что любого, приехавшего в город после Большого Пожара (более чем красочно представленного в фильме), бабушка Стефенс называла «новенькими».
Отец Маргарет с благоговением относился к матери, миниатюрной Мейбелл (её рост был всего 148 сантиметров). Это обожание и восхищение впоследствии мы видим в романе «Унесённые ветром» - отец Скарлетт, Джеральд О'Хара, также относился к своей супруге. Для него Эллин Робийяр была воплощением женственности, настоящим идеалом. Но если Эллин, мать книжной героини, была мягкой и тактичной женщиной (пусть и с несгибаемым стержнем внутри), то Мейбелл – ярой суфражисткой, борцом за права женщин.
Об истории Гражданской войны, об Атланте довоенных времен Маргарет слышала с пелёнок. Её завораживали эти рассказы. Вокруг находились живые свидетели событий, люди, пережившие и осаду города, и послевоенные трудности. Совсем маленькую Маргарет брали на ежегодные торжества 26 апреля – день поминовения всех, кто погиб за Старый Юг. Маргарет, как и все дети Атланты, бросала цветы под ноги седых ветеранов в серой форме, которые несли яркие флаги Конфедерации, а люди, стоявшие по обеим сторонам улиц, плакали, глядя на этот марш. Спустя сорок лет они всё так же переживали свое поражение, и считали, что Джорджия – завоёванная земля.
Маргарет рано начала проявлять характер. Как и Скарлетт она была очень живой и подвижной, но – в отличие от своей героини – обожала читать. Вальтер Скотта она проглатывала томами, а затем и сама попробовала писать рассказы. О чём? Конечно, о гражданской войне!
Бабушка Стефенс возила её к руинам плантаций, и рассказывала, как сильно война 1861-1865 года изменила людей. Одни согнулись, словно пшеница в сильный ветер, и больше никогда не смогли подняться, а другие – снова распрямились, едва буря прошла. Будто гречиха. Это сравнение Маргарет запомнила на всю жизнь...
Чтобы девочка занималась верховой ездой, как было принято в то время, отец купил для неё пони. Буцефал был не самым покладистым животным, а Маргарет – не слишком опытной наездницей. Переоценив свои силы, девочка разогналась и сильно разбилась. Целый месяц она не вставала с постели. Хотя Маргарет умоляла отца не делать этого, Буцефала немедленно продали, а этот эпизод с падением затем попал на страницы романа. Бонни Батлер точно также решила испытать судьбу, но закончилось это куда более трагически.
Но внешне на свою героиню Маргарет не была похожа. Она намеренно придала Скарлетт совсем иные черты. Если у героини "Унесённых ветром" зеленые глаза, то у писательницы они были синими, Скарлетт была брюнеткой, а вот Маргарет – шатенкой с золотисто-каштановыми волосами (правда, впоследствии она предпочла красить их в более тёмные оттенки). Красавицей она себя не называла, да и Скарлетт, как мы помним: "не была красавицей, но мужчины вряд ли отдавали себе в этом отчёт". Но привлекательность Маргарет никогда не вызывала сомнений.
Дом на Персиковой улице – как и дом тетушки Питтипэт – был старинным особняком. Семья Митчелл переехала туда, когда Маргарет исполнилось десять. Там девочка написала роман о четырёх подругах из закрытой школы. Но завершив труд из 400 страниц, была разочарована – персонажи ей показались слишком плоскими и неживыми. Роман отправился на чердак, и больше оттуда уже никогда не возвращался. В ту же пору девочка придумала себе новое имя – Пегги. И отныне соглашалась отзываться только на него. Семья эту перемену не признала. Дома её звали только "Маргарет".
Шла первая мировая война. Девочка Пегги-Маргарет стала восхитительной мисс Митчелл, за которой наперебой начали ухаживать молодые люди. Мать аккуратно предупреждала дочь: следует вести себя осторожно. А она уже была влюблена в Клиффорда Генри из Нью-Йорка, и даже приняла его предложение и тяжёлое золотое кольцо, как символ обручения. Семья умоляла не торопиться: ей ведь только 17! Но помолвка все-таки состоялась. Жениху предстояло уплывать за океан, и он боялся терять время. Отец Маргарет задавал тысячу вопросов: где они будут жить, как Клиффорд намерен содержать семью.... Но более прагматичная Мейбелл тихонько уточняла: "Он в Европе, и неизвестно, чем это закончится".
Миссис Митчелл оказаласьправа. После месяцев переписки пришло известие: 16 октября 1918 года лейтенант Генри погиб. Маргарет была потрясена. Впоследствии и её героиня, Скарлетт О’Хара будет также недолго замужем за Чарльзом Гамильтоном. Прямых параллелей у этой истории нет - Скарлетт ведь не любила Чарльза, но образ молодого романтичного человека явно перекликается с характером Клиффорда Генри. Но вот Маргарет горевала по-настоящему. Сокурсницы по Смит-колледжу, куда уехала учиться девушка, пытались её отвлечь, но та упорно повторяла, что Клиффорд – любовь всей её жизни.
Новый удар последовал совсем скоро – в конце января 1919 года Маргарет получила письмо от матери. Мейбелл, всегда такая сильная, написала ей большое….предсмертное послание. Она долго скрывала, что была тяжело больна, и теперь прощалась с дочерью:
«Я надеюсь снова увидеть тебя, но если не смогу, я должна предостеречь тебя от ошибки, которую женщина твоего характера может совершить. Дари себя обеими руками…но дари только излишек…. Твоя жизнь и энергия в первую очередь пусть принадлежат тебе, твоему мужу и твоим детям….Будь уверена, что не обходишь вниманием свою семью».
Слова матери были пророческими – Маргарет не успела. Она помчалась домой, но, как и Скарлетт, опоздала попрощаться с матерью. Этот момент вошёл в книгу, и стал одним из самых пронзительных и ярких в «Унесённых ветром».
А затем последовали суровые будни. Выяснилось, что дела семьи совсем нехороши, и что Митчеллам придется изрядно сократить свои расходы. Маргарет осталась с отцом, и взяла на себя все повседневные заботы. Она управляла домом, финансами, как потом, в романе, пришлось управлять Скарлетт. Множество ежедневных поручений Маргарет выполняла Кэмми – молодая негритянка, явно послужившая прототипом для Присси. Кэмми была одновременно хитра и глупа, забавна и несносна. Чем не книжная героиня, столько раз раздражавшая Скарлетт?
Вскоре произошла одна из главных встреч в жизни Маргарет – с Редом Апшоу. Это был высокий красавец, с первого взгляда оценивший привлекательность девушки. Его считали бунтарем, человеком весьма неподходящим для Маргарет, но она была буквально зачарована им. Он мог грубо шутить, был задирист, но это и пленяло девушку больше всего. «Плохой парень» Ред Апшоу – несомненный прототип Ретта Батлера. Любопытная деталь: в книге упоминаются инициалы Ретта, РКБ. А ведь буква "К" есть и в полном имени Апшоу! Берриен Киннард.
Ухаживания Реда Апшоу не нравились семье Маргарет. Всем казалось, что новый поклонник не слишком-то хорошо влияет на девушку: она стала открыто "смолить", читать спорную литературу, и совершенно оконфузилась на торжествах Сезона. Каждую осень в Атланте самые респектабельные семейства представляли дебютанток. Устраивались танцевальные и благотворительные вечера, приёмы… словно во времена Старого Юга. Чтобы собрать больше пожертвований на благотворительном аукционе, Маргарет в дерзком наряде станцевала «апаш» - совершенно непозволительный танец для того времени. Почтенные семейства открывали рты. Этот фурор впоследствии попал и в роман – когда Скарлетт, в трауре, танцевала на балу в Атланте.
Другой поклонник Маргарет, тихий и спокойный Джон Марш, терпеливо ждал, когда девушка обратит на него внимание. Бесполезно. Он мог рассчитывать только на дружбу, тем более, что 2-го сентября 1922 года Маргарет вышла замуж за Реда. Молодожёны провели медовый месяц в Северной Каролине, но когда вернулись, их было не узнать. Маргарет не выглядела счастливой. Апшоу открыто выражал неприязнь. Он был так груб с женой, что спустя несколько месяцев супруги разъехались. «Необузданная натура», - так говорили о Реде.
Утешение принес Джон Марш. А ещё работа в газете. Маргарет стремительно «росла» - её очерки и репортажи были нарасхват. Мирное течение жизни ничем не омрачалось, пока в июле 1923-го снова не появился Апшоу. Дальнейшее тщательно скрывали от газетчиков, но Маргарет доставили в больницу всю в синяках. Спустя месяц она подала на развод. Кэмми тайком шептала мистеру Маршу, что Маргарет много плачет. Тот сразу решил: он не может оставить молодую женщину в такой сложный момент.
Джон Марш стал той соломинкой, за которую Маргарет схватилась с отчаяньем утопающего. Их дружба переросла если не в любовь, то в прочную симпатию, основанную на взаимном уважении и поддержке. В 1925 году они поженились. А два года спустя молодая женщина взялась за главное дело своей жизни – «Унесённых ветром». Свои переживания, события из собственной жизни и своей семьи она перенесла на бумагу. Имя главной героине выбирала дольше всего. В готовом романе не было Скарлетт, там царила Пэнси. И лишь перед самым изданием книги неблагозвучное имя поменяли.
Конечно, Маргарет взяла из своей биографии далеко не все. И Скарлетт – это сплав множества характеров. Но изучая жизнь писательницы нетрудно убедиться, что у героини и её «литературной мамы» много общего. Там, где Маргарет поставила точку в истории Скарлетт, когда Ретт Батлер ушел от нее, у самой Митчелл – запятая. Лучшая часть ее жизни началась только после исчезновения Реда Апшоу.
Она увидела, как готовились к съемкам фильма по её книге. Она была на его премьере. Она в полной мере ощутила головокружительный успех от написанного ею же романа. И она могла бы написать еще… Увы. 11 августа 1949 года писательницу сбил автомобиль. У неё не было детей. Джон Марш умер спустя 3 года.
А роман жив. И женщины всего мира обещают себе "подумать об этом завтра".
#наука #литература #кино #романы #женские истории
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!