В это воскресенье (7 февраля) – день памяти новомучеников и исповедников Российских. Хочется вспомнить их человеческий и христианский подвиг. Начну, пожалуй, с того события, которое запустило кровавую машину репрессий в ХХ веке – убийства Царя и Царского семейства. Оправдания этому злодеянию нет, но и покаяния, признания преступления преступлением в нашем обществе до сих пор тоже нет.
Удивителен подвиг врача, лечившего Наследника и всю семью, – Евгения Сергеевича Боткина.
Получивший блестящее образование и окончивший Военно-медицинскую Академию, он работал в Мариинской больнице для бедных, защитил диссертацию и стал приват-доцентом ВМА.
Евгений Сергеевич служил врачом в период Русско-японской войны, стал главноуполномоченным по медицинской части при действующих армиях, был награждён боевыми орденами. В 1908 г. он назначен лейб-медиком Царской семьи. Государыня не хотела и слышать о знаменитостях, а вот о боевом докторе она знала еще со времен японской войны.
Он никогда не говорил о диагнозах и лечении никому из свиты, врачебную тайну соблюдал неукоснительно. Боткин был горячо привязан к Наследнику царевичу Алексею, очень переживал его болезнь. Восторженно и верноподданнически относился к Николаю II и всей семье. Семья платила ему тем же: посылала маленькие подарки его рано потерявшим мать детям – Татьяне и Глебу, справлялась об их здоровье, передавала поклоны.
Во время Первой Мировой войны доктору было приказано оставаться при семье Государя. Он занимался организацией госпиталей и лазаретов. Когда наступили революционные дни, он понял, какая пропасть разверзлась. В Царском Селе ожидавшего аудиенции Керенского Боткин просил разрешить семье уехать в Крым для поправки здоровья. Керенский не возражал, был согласен. Но через три месяца семья поедет совсем не в южные края… Начнется ссылка в Тобольск.
Доктор едет за ними совершенно добровольно. В ссылке он живет со своими родными детьми и работает в земской больнице, одновременно навещая Царскую семью. Когда Николай II и Александра Федоровна высланы в Екатеринбург (позже к ним присоединятся царские дети и свита), он оставляет свой дом, своих детей и едет с ними, зная об опасности.
Именно он просит коменданта дома, требует надлежащего ухода и медикаментов для болеющего царевича Алексея, он как ангел-хранитель для всей семьи Царя. И ничуть не боится. Когда члены Областного Совета ворвутся в дом, увидят Наследника на кровати, они увидят грозно сверкающие глаза из-под очков и услышат громкий голос Боткина:
«Ребенок должен быть определён в больницу. Я не имею лекарств и перевязочного материала. Сегодняшние господа должны быть гуманны хотя бы к детям!»
Фактически доктор, как и Царская семья, арестован. Заключение продлится 1,5 года. За это время мужество ни разу не изменило ему. А ведь ему предлагали покинуть роковой дом: «Революционный штаб решил вас отпустить». Ему предлагают заняться врачебной практикой в лучших больницах, будущее Романовых ведь «выглядит несколько мрачно», «потерянное дело» лечить Наследника. Поразителен ответ доктора:
«Мне кажется, я вас правильно понял, господа. Но, видите ли, я дал Царю моё честное слово оставаться при нём до тех пор, пока Он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова. Я также не могу оставить Наследника. Как я могу совместить это со своей совестью? Вы всё же должны это понять…»
В следующий раз, когда его будут настойчиво призывать покинуть дом, прибавит: «Я благодарю вас, господа, но я остаюсь с Царём!»
Он начал писать письмо своему близкому родственнику, очень трогательное, полное веры во Христа, благословляющее своих близких. Но не закончил…
В ночь на 17 июля 1918 г. он будет убит вместе с Царской семьёй.
Письмо чудом сохранилось. Вот его последние строчки: «Нет, видимо, я всё могу выдержать, что Господу Богу угодно будет мне ниспослать…» Мученик Евгений Боткин был канонизирован РПЦ только в 2016 году.
Его дети долго скитались дорогами Гражданской войны, а затем им удалось эмигрировать. Татьяна будет жить во Франции, напишет книгу воспоминаний о жизни Царской семьи; Глеб жил в Америке, работал журналистом.
Мне кажется, на таких примерах должны воспитываться дети в школе, биографию их можно включать в тексты для изложений и сочинений выпускников. А улицы и медицинские учреждения надо называть в честь мученика Евгения Боткина. Вот она, настоящая Россия, вот он, человеческий, врачебный и религиозный долг!
О ещё одной святой из свиты Царской семьи читайте здесь: "Оболганная святая фрейлина" (Анна Вырубова).