Получил диплом и понял, что профессия неинтересна или обстоятельства повернулись таким образом, что нет возможности работать по профессии?
Работая на нескольких промпредприятиях, заметил такую особенность – работники просто выбирают заочное обучение «где дешевле», а потом наличие диплома просто будет способствовать продвижению по карьерной лестнице. Или заметил такое – работа с дипломом там, где наличие диплома не требуется. Зачем учились? Хотя этот вопрос сейчас нивелируется большим количеством обладателей дипломов ВУЗов и они занимают те ниши, где раньше десятилетиями работали выпускники техникумов и училищ. При этом там не изменились технологии, работает старая техника, но вот у работодателя требования стали выше – «принимаем только обладателей дипломов о высшем образовании». Техникумы «свалились» на уровень училищ. А профтехучилища стали оцениваться на уровне профессиональных курсов.
В чём же причина обесценивания образования? Можно ли назвать образованным специалистом того человека, который работает не по специальности?
Да, если предприятие старого типа, со старыми технологиями и специалист имеет большой опыт работы, то наличие любого диплома нужно только номинально – требование закона для определённой должности.
И даже, если профессия по образованию соответствует профессии работника, то не факт, что знания, полученные в учебном заведении, соответствуют тому уровню технологий, которые имеются на предприятии.
Поэтому с 2016 года принимаются законы, в которых оцениваются не только знания, но и в большей степени компетенции. Усвоил ли знания человек, может их применять на практике или всё забыл после сдачи экзаменов? Изучал ли он ту технику и технологии, которые сейчас применяются, или получил устаревшие знания?
В «Закон об образовании» вносится пункт о признании самообразования. То есть работник, имеющий диплом не по специальности, но получивший знания путём самообразования и успешно применяющий их на практике после сдачи экзамена в независимом экзаменационном центре, признаётся специалистом. Здесь может быть много возражений, а как же для примера лётчик? Выучил по книге вождение самолёта и в полёт? Не секрет, что техника меняется и никто лётчика, имеющего старые знания по диплому, не допустит к управлению новой техникой. Необходимы курсы по повышению квалификации.
Но более многочисленны случаи работы не по специальности на предприятиях, где работа не связана с большими рисками. Как вам эколог, который работает монтёром телефонной связи? Так получилось, что в населённом пункте имеется техникум, где учатся местные жители, а потом идут работать туда, где требуются рабочие руки. На месте обучат старые работники или поможет самообразование.. И получились экологи – продавцы, экологи – операторы автозаправки, экологи – няни детского сада, экологи- операторы ПК, экологи- секретари.
Очень большой процент работы не по специальности и в профессиях, которые можно назвать смежными. Профессия – «электрик». Электрик- электромонтёр по ремонту электрооборудования жилых зданий, электрослесарь по ремонту промышленного электрооборудования, электрослесарь по ремонту грузоподъёмных механизмов, электрослесарь по ремонту КИП и автоматики, электрослесарь по ремонту подстанций, электромонтёр линий электропередач, электромонтёр контактной сети горэлетротранспорта и т.д. Это разные профессии и требуют разных навыков и компетенций. На практике же, наличие любого диплома, где имеется слово «электро» или «энерго» позволяет работать по любой специальности даже без дополнительного переобучения. Далее только практика и способность к самообразованию. Что здесь даёт диплом? Фактически работник начинает работать по новой профессии на уровне работника самого низкого разряда. Но сам разряд, указанный в трудовой книжке может быть максимально возможным и полученным на прежнем месте работы.
Появление частного бизнеса с 90-х годов позволило многим индивидуальным предпринимателям работать вообще без специального образования. Так, вчерашний охранник, имеющий хобби по радиотехнике, стал ремонтировать телерадиоаппаратуру. Пришлось купить дополнительные справочники и наработать опыт, начиная ремонты с устранения более лёгких неисправностей.
Вчерашний телемастер наоборот прекратил ремонтировать телевизоры, но открыл торговую точку по продаже радиодеталей.
Электронщик с закрытого предприятия, получив знания с помощью Интернета, открыл курсы по робототехнике и программированию.
Электрик, изучив хорошо работу на компьютере, теорию по локальным сетям и сборке компьютеров, устроился работать системным администратором в госучреждение.
А самозанятые граждане? Которые в гаражах, даже не являясь официально зарегистрированными, фактически открыли свои предприятия по выпуску различной продукции. Большинство с образованием, которое им не пригодилось. И не соответствует выполняемой работе.
Не хватает знаний или изменились обстоятельства, профессия – к услугам каждого информация в Интернете. Учебники, лекции, курсовые работы по различным специальностям, форумы, вебинары, видеоуроки и прочее.
Диплом, полученный вчера, сегодня может ничего уже не значить, по причине появления новых технологий и техники. Поэтому учёба будет продолжаться на протяжении всей жизни.