В предыдущих статьях я начала рассказ об уникальном случае - о юной девушке, которой удалось выжить во время авиакатастрофы и падения с огромной высоты. (ссылки на первые публикации я по традиции дам в конце этой статьи)
Когда Лариса очнулась после удара обломка самолета, в котором было ее кресло, о землю, она еще не знала, что ей предстоит провести в глухой тайге три долгих дня. По ее словам, она видела опухшую ногу, понимала, что у нее травмирован позвоночник и ребра (больно было поворачиваться, двигаться и дышать), но с другой стороны она четко осознавала, что, пока ее не нашли, полагаться нужно только на себя. Поэтому она просто делала то, что было необходимо для нее в тот момент, не обращая внимания на боль.
Я не врач и могу только предположить: возможно, это был посттравматический шок, а может то состояние, когда тело работает даже тогда, когда не может - просто потому, что надо. По мнению самой Ларисы все было именно так: мозг просто игнорировал боль и страх, потому что всем руководил инстинкт самосохранения. Я читала о таких случаях, когда человек получает травмы, несовместимые с жизнью, но тело движется, потому что мозг отдает приказ. К счастью, с Ларисой все было не так фатально, но все же травм было очень много и достаточно серьезных.
К несчастью, над тайгой зарядил дождь и температура упала. Нужно было укрываться от дождя, поэтому девушка заставила себя встать и, собрав какие-то обломки самолета, соорудила подобие укрытия от дождя над креслом. От холода пыталась спастись, укрываясь обрывками чехлов сидений и надев чей-то плащ, который нашла рядом. Развести костер не смогла - не было спичек. Вернее, они были в кармане погибшего мужа, но посмотреть по карманам Савицкая догадалась только на третий день. Но шел дождь и с огнем ничего не получилось.
В первую ночь после падения Лариса слышала неподалеку медвежий рев, но самих зверей не видела, а страха не было. По ее словам, после осознания смерти мужа, все эмоции просто отключились, и девушка двигалась и делала все необходимое, как автомат. Хуже всего было с комарами. Их было такое количество, что они просто облепляли лицо и в ушах стоял постоянный звон. По воспоминаниям Савицкой, в первый день она даже не могла понять - это звенит у нее в ушах, это гул от вертолетов или звон от чего-то еще. В конце концов девушка натянула на голову полиэтиленовый пакет, чтобы защитить хотя бы лицо, а когда пошел дождь, комарья стало немного меньше.
Разумеется, Лариса понимала, что идут поиски, и, когда она увидела вертолеты, то, подобрав обрывок какой-то красной тряпки, она пыталась привлечь к себе внимание. Удивительно, но вертолетчики заметили яркое пятно, правда, не ожидая, что при крушении самолета хоть кто-то может остаться в живых, приняли Савицкую за повариху геологов, развлекающуюся подобным образом.
На третий день, осознав, что помощь может быстро не прийти, девушка решила сама искать людей. В тот раз она впервые ушла от места падения и, по ее воспоминаниям, возвращалась туда, уже как будто домой. Все эти дни рядом с ней находилось тело ее мужа и тело еще двух пассажиров. Лариса старалась просто на них не смотреть, но в тот день вспомнила про сигареты и спички в кармане мужа. Нашла их, но все было отсыревшим, и она сушила их на груди. А после перекура как раз и появились долгожданные спасатели.
Николай Андросов и Виктор Барабаш, вышедшие к месту падения обломков, успели за эти дни навидаться всякого, пока собирали обломки самолета и останки жертв. Поэтому, увидев целое тело в кресле, вздохнули с облегчением, но буквально замерли в шоке в следующую секунду, когда тело вдруг хлопнуло себя по лбу, убив комара. Того, что после такой аварии сможет хоть кто-то выжить, не ожидал никто. А у Ларисы при виде военных разом кончились все силы. Она пыталась встать им навстречу, но ноги отказали.
Тем не менее девушка пыталась разговаривать со спасателями. Выяснилось, что Барабаш знает ее отца и деда. Для того, чтобы вывезти Ларису, нужно было расчистить площадку для вертолета, чтобы посадить его и загрузить туда Савицкую, и мужчины принялись рубить деревья и сооружать носилки. А, когда девушку погрузили в вертолет, она просила приподнять ее к иллюминатору, чтобы посмотреть на место аварии.
Для Савицкой начинался следующий этап выживания - "на большой земле", о котором я расскажу в следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение истории и другие интересные публикации. Прочитать первые части истории можно здесь: