Найти тему
КБ Михалёва

Почему я против дистанционки в освоении робототехники

Коронавирусное мракобесие делает свое черное дело с кружковыми занятиями детей.

Онлайн занятия в детской робототехнике
Онлайн занятия в детской робототехнике

Я веду занятия с детьми, увлекающихся робототехникой. И по понятным причинам в апреле прошлого года был вынужден искать альтернативные варианты проведения занятий. Коронавирусная истерия запугала всех и загнала всех по домам, практически сливая все усилия обучения и воспитания ребят в помойную яму.

Да, я так же как и многие руководители кружков, перешел на дистанционные занятия. Но по истечению полутора месяцев я практически завершил занятия - этот итог был закономерен как для родителей и их детей, так и для меня, в лихорадочном перестраивании, пытаясь найти оптимальные технологии взаимодействия и работы. Тщетно искать черную кошку в темной комнате, к тому же если ее там нет. Нет вариантов дистанционных курсов в робототехнике. Они должны проходить только очно.

Попытаюсь рассказать, почему я так считаю. Все что будет сказано - это мой опыт, и у других руководителей кружов он может быть иной, вплоть до того, что кто-то будет говорить, что дистанционное занятие в кружке - это лучше чем очное и к этому нужно стремиться.

Как говорится не попробовав не поймешь все плюсы и минусы. Начну с базового определения.

Занятия в кружке робототехники для ребенка - это: теория + практика + наставничество эксперта (как обратная связь для развития своих способностей и усердия) + воспитание (как обратная связь по формированию своей воли в выполнении общих правил) + работа в команде со сверстниками.

При дистанционном обучении - практически остается только первый пункт - теория. Практика только в части программирования на компьютере, переходящая в индивидуальные занятия. И на этом все!

Школьное образование имеет похожие задачи. Из перечисленных для кружковых занятий, чего-то в школьном очном образовании нет, но и даже в этом случае при дистанционном образовании исчезает важная составляющая школьного обучения - это воспитания ученика, выводящего его из социального взаимодействия и превращая его в эгоиста.

Итак, все по порядку...

Теория

Теория, - дается на занятиях очных и дистанционных на разных уровнях, но все же она присутствует в обоих вариантах занятий. Разница в том, что при онлайне нет обратной связи, кто понял, кто не понимает темы, где нужно увидеть глаза и по ним увидеть за доли секунд что нужно еще раз повторить при онлайне все идет как вода из крана и кто-то успевает что-то услышать, кто-то нет, кому-то уже не интересно, т.к. привык к принуждению "давай-давай". Сложность теории заключается в том, что она требует практических закреплений получаемых знаний. Как это сделать в онлайне - да, практически никак. Никто не будет дома делать стенд, а что и получается сделать дома, то даже в этом случае не увидеть учителю, что так у ученика не получается, не помочь. Вот и остается он один на один со своими проблемами. Индивидуальный подход в теории с практикой - да, возможно. Но есть ли столько времени у учителя на каждого ученика?!

Практика

Частично, о ней уже я говорил, рассказывая опыт преподавания теории. Практика - это работа руками с обратной связью на учителя. Он должен видеть как получается у ученика задание, где нужно подсказать, поправить, что бы не было "косяков", не "сгорел" электронный элемент и т.п. Когда практику подменяют самостоятельной работой с контролем действий в соответствии с разработанной кем-то инструкцией, происходит исключение наставника, подмена его на "немую" инструкцию, которую нужно уметь читать и понимать. А этому то же нужно учиться.

Наставничество эксперта - как обратная связь для развития своих способностей и усердия.

Меня удивляют преподаватели, прошедшие какие-нибудь 2-х дневные курсы с робототехническим конструктором и затем начинающих обучать ребят работать с ним, создавать роботов или другие электронно-управляемые конструкции.

Опыт должен передавать наставник, эксперт в своем деле. Это может быть и молодей подросток, если он уже имеет за плечами практику работы и определенный багаж знаний (теории) и он делится этим багажом опыта и знаний с детьми.

Я придерживаюсь правила, которому меня научили еще в молодости, - "покажи сам пример, как нужно делать, прежде чем требовать это от других".

Воспитание - как обратная связь по формированию своей воли в выполнении общих правил.

Сегодня очень модно стало указывать другим на свои права с одновременным не желанием соблюдать какие-либо правила. С этих правил начинается любое воспитание собственной воли, - преодоления себя, своего нежелания делать так, как требуется, попыток сделать все по своему, и не желания слушать чужих советов.

В робототехнике, да и в целом там, где есть электронные компоненты, работающих по четким правилам, необходимо знать эти правила, что бы не допустить ошибок. Нужно учиться слушать других, не отвлекаясь и концентрируя внимание на задании. Как это может быть в дистанционной робототехники? Да ни как. А проблемы у ребят есть, они нуждаются в воспитании себя своей воли в познании этого сложного направления.

Мне робототехника сродни медицине, только работаем мы с железными телами. Давайте представим себе, что насмотревшись на дистанционных курсах как делать хирургическую операцию, сегодняшние интерны завтра будут делать реальные операции с реальными людьми.

Работа в команде со сверстниками

Последняя по списку, но не последняя по значению сопособность ребят работать в команде, социальная адаптивность, уважение к чужим работам, опыту и знаниям. Способность слушать и сотрудничать в решение поставленных учителем задачи. Дистанционность - это уже по определению разобщенность, нет первичного взаимодействия и его очень сложно налаживать не видя других ребят. Мы люди старшего возраста, имя жизненный опыт взаимодействия и сотрудничества, подсознательно применяем этот опыт на практике ища взаимодействия даже при разобщенности, но не имея базового уровня ребята просто не могут ее выработать занимаясь чем-то дистанционно.

С уважением к читателю,

Михалев СИ, руководитель конструкторского бюро и детских лабораторий робототехники