В 1985 году я поступил в Ленинградский государственный университет и на 5 лет уехал из дома. Ситуация с пивом от Йошкар-Олы, конечно, отличалась, а культура его потребления была похожа. В бары и в уличные киоски такие же очереди, такое же обслуживание. В магазинах бутылочное в ассортименте: “Жигулевское”, “Ячменный колос”, “Адмиралтейское” - самые массовые сорта от завода имени Степана Разина. Еще были “Вена” и “Красная Бавария”.
У нашей компании было несколько излюбленных пивных мест. Ближайший к экономическому факультету был пивной бар “Медведь” на Потёмкинской улице напротив кинотеатра “Ленинград”. До реконструкции он был “стоячий”. Иногда после занятий там у нас продолжались дискуссии, которые начинались на семинарах, даже некоторые преподаватели в них участвовали вместе с нами. И это только добавляло им авторитета, а нам прививало любовь к изучаемому предмету. После реконструкции в баре поставили деревянные столы и скамьи, стало уютнее.
Помню также “Пушкарь” на Большой Пушкарской, на улице Маяковского рядом с Невским проспектом. На Староневском/Харьковской был бар с большими тонированными оранжевыми стёклами, поэтому, сидя внутри, мы чувствовали себя как на южном курорте в любую погоду. Там подавали пиво “Вена”, очень вкусное.
Хорошие бары “Жигули” на Владимирском проспекте,
на 2-й линии Васильевского острова возле Среднего проспекта, на Гаванской улице, на улице Дзержинского (Гороховой) между Садовой и Каналом Грибоедова бар "Висла".
Большой пивной бар был на Канале Грибоедова возле Казанского собора с народным названием “Очки”, потому что рядом была дверь магазина оптики и его вывеска на фасаде.
В 1987 году предложение пива в Ленинграде почему-то сократилось, появился дефицит, как и на многие другие продукты.
Осенью этого же года строительный отряд нашего факультета поехал в Выборг, где мы с удивлением отметили, что с пивом там всё в порядке, его продавали везде, да и на вкус пиво было очень хорошо.
Мы потом большой компанией еще несколько раз из Ленинграда на электричке ездили в Выборг специально пивка попить в “стоячем” баре за Батарейной горой.
Некоторых названий не помню, и, может быть, что-то путаю с локациями. А ещё запомнился очень хороший бар в Петергофе. Он располагался то ли в первом этаже левого крыла дворцового комплекса (если смотреть со стороны Нижнего парка), там где храм, то ли в здании Верхнесадского дома. Туда мы ездили на электричке с Балтийского вокзала.
Наше общежитие находилось рядом с гостиницей “Прибалтийская”. Там в барах и в находящемся неподалёку валютном магазине "Берёзка" было пиво в алюминиевых банках, которые я раньше видел только в иностранных каталогах на картинках. В бары этой гостиницы мы, студенты, умудрялись иногда попадать, только дорогие они были для нас.
А из валютного магазина наши иностранные студенты, с кем были хорошие отношения, приносили импортное пиво в баночках по 0,33 литра. Вкус у него был совсем не похож на наше отечественное. У меня неплохая вкусовая память, поэтому определенно могу утверждать, что и “Carlsberg”, и “Tuborg”, и “Heineken” теперь тоже не такие, даже в оригинале.
В Ленинграде мы с друзьями каждую неделю устраивали себе банные дни. Вот там, в банях, дефицита пива никогда не было. Бутылочное предлагалось в отделениях любого класса. По цене оно было подороже, чем в магазине. Понятно, что банщики имели от его продажи какую-то выгоду, но мы - студенты-экономисты очень хорошо понимали, что именно в этой наценке и есть смысл и движущая сила бизнеса любого масштаба.
В те же годы, когда я приезжал домой на каникулы, обратил внимание, что в пивных барах нашего города появились новые сорта бутылочного пива: “Мартовское”, “Портер”, “Московское”, какое-то ещё… В конце 1980-х плановая экономика понемногу начала сдавать позиции. Повсеместно в промышленности внедрялся хозрасчёт, а это - прямая дорога к рыночной экономике. В том числе оказался и наш местный Йошкар-олинский пивзавод. Предприятие самостоятельно находило пути увеличения прибыли и стремилось к развитию. Расширение ассортимента было явным признаком перемен.
Домой и обратно в Ленинград я ездил через Москву. Обычно в Москве было несколько часов между поездами, времени хватало, чтобы немного погулять, пообедать, ну и пивка попить. Запомнился один “стоячий” пивбар в цокольном этаже дома в Столешниковом переулке.
Там пиво наливалось в кружки из автоматов - этаких шкафов с краниками, куда нужно было опустить монету. За 20 копеек наливалось полкружки. При таком самообслуживании очередей внутри не было, очередь только на вход.