Найти тему
Мир кораблей

Большие корабли советского флота

На протяжении истории линкоры являлись главной силой флота. Со времён англо-голландских войн 17 века и до Ютландского сражения 1916 года артиллерийская дуэль двух флотов решала исход войны на море. Сам термин линейный корабль впервые появился в 1653 году. Английский адмирал Роберт Блейк в «Инструкциях по походу и бою» (Fighting Instructions) упомянул, что атакуют в линии. Все типы кораблей, которые по своим тактико-техническим характеристикам могли воевать в линии, стали именоваться линейными кораблями.

Развитие линкоров в первой половине 20 века было стремительным. К началу Русско-японской войны, в 1904 году, крупнейшие представители этого класса имели водоизмещение порядка 15 000 тонн. В 1906 году в Англии был спущен на воду HMS Dreadnought. Его полное водоизмещение составляло 20 730 тонн. Этот #корабль стал последней ступенью к созданию линкоров — самых больших и мощных боевых кораблей, когда-либо выходивших в океан. Началась гонка морских вооружений. Новые дредноуты перечеркнули ценность кораблей прежнего типа. Всем морским державам пришлось формировать свои эскадры заново.

К 1914 году Российский Императорский флот по темпам роста занимал одно из первых мест в мире. Российская империя оправилась от поражения в Русско-японской войне и снова претендовала на роль ведущей морской державы. Становление дредноута в России пошло по пути постепенной разработки новой концепции флота. В её основе было применение однотипных линейных кораблей в составе эскадр. Исход войны на море решается в одном генеральном сражении с участием линкоров, крейсеров и эсминцев.

После Гражданской войны Красному флоту достались лишь три линкора — «Петропавловск», «Гангут» и «Севастополь». Они были переименованы соответственно в «Марата», «Октябрьскую Революцию» и «Парижскую Коммуну». В 1920-ые годы эти корабли уже были устаревшими. Ведущие морские державы мира серьезно не воспринимали флот молодой страны Советов. На международную конференцию в Вашингтоне в 1921 году СССР не пригласили.

Линкор «Марат»
Линкор «Марат»

В середине 1930-х годов морская доктрина СССР изменилась. Срок действия Вашингтонского соглашения 1922 года истекал 31 декабря 1936 года. Все крупные морские державы приступили к разработке нового поколения линейных кораблей. Руководство СССР не осталось в стороне, и страна вступила в гонку морских вооружений.

В 1936 году между СССР и Великобританией начались переговоры с целью заключения двустороннего морского соглашения. Британо-советский договор об ограничении морских вооружений содержал отдельные положения для советского флота в европейских водах (Балтика, Баренцево и Чёрное моря) и для Тихоокеанского флота. В Европе СССР признал для себя обязательными положения второго Лондонского договора об ограничениях и обмене информацией о строящихся кораблях. Страна могла построить до 1 января 1943 года для европейской части страны 2 линкора с 406-мм орудиями и 7 крейсеров со 180-мм орудиями. Советский Тихоокеанский флот освобождался от любых рамок. Корабли для этого флота можно было строить на верфях в европейской части СССР.

В июле 1936 года Совет Труда и Обороны СССР принял семилетнюю программу строительства «Большого флота». Предполагалось построить 533 корабля, в том числе 24 линкора. Проектные работы по созданию новых линкоров для Балтийского и Тихоокеанского флотов начались в 1935 году. Для Балтики предлагалось построить линкор водоизмещением 35 000 тонн (проект 21), для Тихого океана — водоизмещением 55 000 тонн (проект 23). Тихоокеанский #линкор предполагалось вооружить девятью 460-мм орудиями, а балтийский — таким же количеством орудий калибра 406 мм. Для проекта 23 предусматривался бронепояс толщиной 450 мм, а для 21-го 350 мм. Создание эскизных проектов обоих линкоров было поручено КБ Балтийского завода имени С. Орджоникидзе. У советских инженеров не было опыта создания крупных надводных кораблей. Поэтому привлекались инженеры и конструкторы из Италии и США. В 1936 году от проекта линкора Б отказались в пользу тяжёлого крейсера проекта 69.

На стадии технического проекта стандартное водоизмещение линкора достигло 58 500 тонн. Толщина броневого пояса составляла 375 мм. В районе носовых башен броня достигала 420 мм. Броневых палуб было три: 25-мм верхняя, 155-мм главная и 50-мм нижняя противоосколочная. Корпус оснащался противоторпедной защитой двух типов: в центральной части итальянского типа, а в оконечностях — американского. Артиллерийское #вооружение линкора проекта 23 включало в себя девять 406-мм орудий Б-37 с длиной ствола 50 калибров. Пушка могла стрелять снарядами весом по 1 105 килограммов каждый на дальность 45,6 километра. По своим характеристикам она превосходила все зарубежные орудия этого класса. 18-дюймовки линкора «Ямато», имея снаряды большего веса, уступали Б-37 по дальности стрельбы и скорострельности. Энергетическая установка советского линкора — три турбозубчатых агрегата мощностью по 67 000 л.с. Проектная скорость корабля 28 узлов. Дальность плавания 14-узловым ходом — около 5 500 миль.

Головной линкор «Советский Союз» заложили на ленинградском Балтийском заводе 15 июля 1938 года. За ним последовали «Советская Украина», «Советская Россия» и «Советская Белоруссия».

В Большой судостроительной программе появились тяжёлые крейсера проекта 69. К постройке планировалось не менее 15 единиц. Этот проект был задуман как истребитель любых крейсеров. Основное вооружение корабля должно было включать девять 305-мм орудий. Полное водоизмещение превышало 41 000 тонн. В 1939 году в Ленинграде и Николаеве заложили два крейсера — «Кронштадт» и «Севастополь».

Линкор проекта 23
Линкор проекта 23

К 22 июня 1941 года готовность головного линкора «Советский Союз» оценивалась в 21%, а тяжёлых крейсеров в 12-13%. Нападение Германии перечеркнуло планы создания «Большого флота». Постановлением правительства от 10 июля 1941 года постройку линкоров прекратили. Броневые плиты линкоров использовали для строительства укреплений под Ленинградом. В сентябре того же года постройку «Кронштадта» прекратили. Недостроенный «Севастополь» был захвачен немцами в Николаеве.

В 1936-1945 годах в мире было построено 27 линейных кораблей последнего поколения: 10 в США, 5 в Великобритании, 4 в Германии, по 3 во Франции и Италии, 2 в Японии. Ни в одном из флотов они не оправдали возлагавшихся на них надежд. Опыт Второй мировой войны показал, что время линкоров ушло. В океане стали господствовать авианосцы. Палубная авиация превосходила корабельную артиллерию по дальности действия и способности поражать цели.

Крейсер проекта 82 «Сталинград»
Крейсер проекта 82 «Сталинград»

Советский Союз продолжал проектировать линкоры и после Второй мировой войны. Конструкторы продолжали создавать проекты огромных кораблей. Преемником «Советского Союза» стал линкор проекта 24 полным водоизмещением 81 150 тонн. Преемником «Кронштадта» — тяжёлый крейсер проекта 82 водоизмещением 42 000 тонн. По расчётам его дальность плавания не превышала 5 000 миль 15-ти узловым ходом. В планах был ещё #крейсер проекта 66 с 220-мм артиллерией главного калибра. Корабль хоть и именовался средним, но по водоизмещению 30 750 тонн приближался к линкорам. Проекты 24 и 66 остались на бумаге. По проекту 82 в 1951-1952 годах заложили три крейсера — «Сталинград», «Москва» и третий корабль без названия. Но вступить в состав флота им не пришлось. 18 апреля 1953 года после смерти И. Сталина постройку кораблей прекратили из-за их дороговизны и морального устаревания.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.

Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: