Разговоры о «прорыве», наукоёмких технологиях» и прочих «слезаниях с нефтяной иглы» идут за годом год. К сожалению, они останутся разговорами, и прорыв в российской науке невозможен без реформ.
Я не возьмусь дать исчерпывающий анализ ситуации, но некоторые причины проблем назову.
Первое, как обычно – финансирование. Современная наука стоит дорого, и финансироваться она должна ВСЯ. Не некие «потёмкинские» Сколковы-Распилковы, а наука вообще, «в целом и среднем». Дело в том, что есть понятие среднего уровня - культуры производства, подготовленности научного специалиста и много чего ещё. Если мы не имеем этого самого уровня, точечное вливание денег не поможет. При глобальной слабости большинства специалистов, необеспеченности учебных заведений и нищенской зарплате сильные, яркие личности либо будут уходить из науки, либо – уезжать из страны. Таким образом, в стране не будет научной «школы», при отсутствии которой трудно построить что-то серьёзное.
Второе – свобода, в разных её проявлениях. Наука – это, прежде всего, поиск и свободный обмен информацией. В тюрьме она не делается. Там можно, ценой невероятных усилий, сделать очередную бомбу, но фундаментальная наука, определяющая направление развития на десятилетия вперёд, требует свободной мысли, с одной стороны, и непонятна невежественному начальству – с другой. Примером этому – разгром генетики и вообще молекулярной биологии в СССР.
Что касается информации, то всяческие ограничения контактов с иностранными коллегами и прочая шпиономания просто несовместима с нормальной жизнью науки, с её развитием. Учёные – очень часто инакомыслящие, просто потому, что они мыслящие люди. Настоящий учёный не бывает «удобным». И поэтому настоящий учёный чаще всего не угоден начальству, и на его место быстро «просачивается» шаромыжник, типа Трофима Лысенко.
Третье – наука несовместима с контролем и бюрократией. В наше время заказать даже, пардон, шариковые ручки, работая в институте, как говорится, «целое дело». Всяческие казённые процедуры, выдуманные неведомо кем и когда, бесконечная отчётность, всё это пожирает огромное количество времени и сил, которые можно было бы потратить с толком.
К сожалению, в современной российской науке по всем трём параметрам ситуация стремится к наихудшей. Поэтому я и считаю, что прорыва и развития от неё ждать нельзя. Можно обсуждать ещё много разных аспектов, но, в принципе, они не вносят принципиальных отличий.