Найти в Дзене
Let'sFly

Изучаем 3D крой

Оглавление

3D крой - это термин, обозначающий особый раскрой ткани параплана в районе передней кромки верхней поверхности крыла, дающий более ровную поверхность крыла.

Есть множество форм подобных выкроек, и каждый производитель продвигает свою уникальную систему раскроя материала. Для чего это делается и когда появилось?

Рисунок 1. Эволюция 3D кроя.
Рисунок 1. Эволюция 3D кроя.

Обычный плоский 2D крой ткани

Прежде чем вы сможете разобраться с 3D кроем, стоит пояснить обычный 2D раскрой ткани параплана. При данном раскрое делается припуск ткани по длинным сторонам лоскутов, идущих верхнюю и нижнюю поверхности крыла. Эти припуски дают возможность выгибаться поверхности крыла. Данный прием используется во всех парапланах и даёт натянутую переднюю и заднюю кромки у современных крыльев. Ранее парапланы были неустойчивыми из-за провисающих передней и задней кромок, но точный 2D крой решил эту проблему. Это показано на рисунке 1А. Форма выкройки отмечена линией синего цвета.

Рисунок 2. Лоскут ячейки в центре должен быть длиннее (до 5 сантиметров), чтобы поверхность была чистой, без складок.
Рисунок 2. Лоскут ячейки в центре должен быть длиннее (до 5 сантиметров), чтобы поверхность была чистой, без складок.

3D крой

3D крой возникает, когда добавляете припуски ткани на другие стороны выкройки. Первое, что приходит в голову, - попробовать добавить припуск ткани спереди и сзади выкройки ячейки крыла, как это показано на рисунке 1В. Проблема в том, что подобная форма выкройки не работает хорошо. Необходимо, чтобы передняя кромка была натянутой и чистой, а данный вариант приводит к складкам и провисанию передней кромки.

Рисунок 2 хорошо иллюстрирует проблему. Чтобы поверхность крыла была ровной, без складок необходимо сделать так, чтобы центр каждой ячейки был длиннее её краёв. Разница в длине может достигать 5 сантиметров у парапланов с большими ячейками. Вы могли подумать, что вариант В рисунка 1 мог бы решить эту проблему, но фактически он не работает, и потребовалось много лет, чтобы найти правильное решение.

Вариант С рисунка 1 показывает это решение. Вы должны разрезать выкройку ячейки поверхности крыла где-то позади передней кромки и придать ей дополнительную форму. Это я называю 3D кроем первого поколения.

Первое поколение

Я подал заявку на патент на 3D крой в 2000 году. Первым парапланом, в котором я использовал эту новую технологию, был Airwave Magic, вышедший в том же году. Насколько мне известно, это был первый в истории случай использования 3D кроя.

Данная технология была столь нова́, что мы даже не рекламировали и специально не афишировали ее. (Это случается довольно часто, - по-настоящему революционные изобретения остаются секретными и не выставляются "на показ", пока они не становятся общеизвестным фактом.)

3D крой первого поколения заключается лишь в обычных поперечных разрезах выкройки ячейки поверхности крыла. Подобные разрезы делают изогнутыми и добавляют припуск ткани в середине выкройки ячейки, что позволяет ей выгибаться.

Это самый популярный способ 3D кроя, который стал широко использоваться с 2012 года, в основном на верхней поверхности крыла, но всё чаще он стал применяться и для нижней поверхности. Однако с тех пор был сделан большой шаг вперёд.

Следующий шаг. Второе поколение 3D кроя.
Следующий шаг. Второе поколение 3D кроя.

Проблемы

Ткань в районе швов стягивается - это первая проблема 3D кроя первого поколения. Когда вы сшиваете лоскуты в поперечном разрезе, в районе данного шва ткань слегка стягивается, что сильно снижает выгоду использования данного метода. Чтобы преодолеть это многие производители использую шов в одну строчку вместо двойной строчки пары игл. Это даёт более гладкую поверхность, но, конечно же, слегка снижает прочность и герметичность шва.

Вторая проблема - необходимого удлинения в центре ячейки всё равно не хватает в достаточной мере. Выше я написал, что для некоторых крыльев необходимо дополнительно до 5 сантиметров ткани, хотя для парапланов с большим количеством ячеек обычно достаточно 2-3 сантиметров.

Сложность в том, что вы можете оставить припуск лишь 1-1,5 сантиметра на каждый шов. Чтобы снять эту проблему, сейчас делают несколько таких разрезов. Некоторые производители, чтобы получить необходимое удлинение в центре ячейки, делают до трёх таких разрезов.

Но делая подобный поперечный разрез на поверхности крыла, ткань можно добавить лишь в одном месте, а проблему надо решать для всей передней части крыла.

В BGD я разработал систему Chord Cut Billow (CCB), чтобы решить эту задачу. Это пример того, что я теперь называю вторым поколением 3D кроя.

Гладкая поверхность крыла. Гладкий, без складок нос параплана даёт меньшее сопротивление и лучшие летные качества.
Гладкая поверхность крыла. Гладкий, без складок нос параплана даёт меньшее сопротивление и лучшие летные качества.

Второе поколение

Впервые я использовал Chord Cut Billow (CCB) на крыле Tala в 2013 году. Это новая система раскроя лепестков ячеек крыла не только в поперечном направлении, но и в продольном, по хорде крыла. Это позволяет значительно компенсировать выгнутость ячейки.

При пошиве крыла особая форма боковин позволяет центру поверхности крыла удлиниться. В CCB сначала используется 3D крой первого поколения сразу за носком крыла, образуя комбинацию обеих систем раскроя.

Другие производители парапланов последовали этой идее, подбирая линии кроя не просто поперек лоскута (вдоль размаха крыла), но и вдоль него (по хорде крыла).

Я объединил оба этих варианта в то, что назвал 3D крой второго поколения.

Все эти новые технологии позволили создать парапланы с чистой и более гладкой поверхностью крыла. Гладкий нос и поверхность крыла совместно придают больше безопасности и улучшают лётные характеристики, чем мы сейчас пользуемся.

Брюс Голдсмит летает с 80-х годов прошлого века. Дважды становился чемпионом Великобритании по дельтапланерному спорту, трижды чемпионом Великобритании по параплану, чемпион мира по парарплану в 2007 году. Разрабатывает парапланы с 1989 года.
Брюс Голдсмит летает с 80-х годов прошлого века. Дважды становился чемпионом Великобритании по дельтапланерному спорту, трижды чемпионом Великобритании по параплану, чемпион мира по парарплану в 2007 году. Разрабатывает парапланы с 1989 года.

Оригинал статьи опубликован в номере 205 (ноябрь 2019) журнала "Cross Country". Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора. Материал выложен на некоммерческой основе и исключительно для ознакомления.