В 2011 году бывшая тогда госсекретарём США Хиллари_наша_Клинтон попала в весьма сложную ситуацию. Её отправили с официальным визитом в Мьянму, где на протяжении двух десятков лет свирепствовала военная диктатура, на тот момент решившая пойти по пути либерализации. Это был своего рода исторический визит, суливший долгожданное сближение двух стран и поддержку США в проведении грядущих реформ. Но вот незадача: Клинтон пришлось приложить все усилия, дабы в ходе визита Мьянмы ненароком не назвать её, собственно, Мьянмой.
Штука в том, что до 1989 года эту страну весь мир величал не иначе как Бирма, наименование же Мьянма ввёл военный режим, непризнанный в США. Как и новое название страны. Клинтон таким образом оказалась на распутье: оскорбить принимающую сторону, называя страну по-старому Бирмой, либо же изменить официальной позиции США, назвав её Мьянмой.
Собственно, осторожная тётка выбрала третий вариант, всю дорогу используя нейтральное название «эта страна». Ничего (вернее, никого) не напоминает?
Впрочем, речь нынче не о международной политике, а о странах, по тем или иным причинам изменивших устоявшееся, привычное всему миру название. Вызвав тем самым немало неудобств окружающим, а зачастую и самим себе. Мотивы у всех разные, но наиболее частый из них – восстановление исторической справедливости после прощания новых государств с колониальным прошлым. Вот лишь несколько наиболее известных примеров.
Не Цейлон, а Шри-Ланка!
Остров, который все ещё с 16 века знали как Цейлон, в 1970-х годах переименовался в Республику Шри-Ланка, а затем и вовсе в Демократическую Социалистическую Республику Шри-Ланка. Впрочем, чай всё равно остался цейлонским!
Точно так же поступили и десятки других стран, избавившихся от колониального ига: Южная Родезия стала Зимбабве, Французский Судан – Мали, Британский Гондурас – Белизом (а зря – хорошее было ругательство!), Верхняя Вольта – Буркина-Фасо, и так далее.
Одним из рекордсменов по собственному переименованию является Камбоджа: после обретения независимости она называлась и Королевство Камбоджа, и Кхмерская Республика, и Государство Камбоджа, и прости-господи Демократическая Кампучия, и Народная Республика Кампучия. Лишь в 1993 году эти фантазёры остановились на Королевстве Камбоджа. А если без шуток – судьба у этой страны более чем печальна и полна кровавыми событиями.
Были переименованы и многие крупные города: Калькутта стала Колкатой, Бомбей – Мумбаи, а Мадрас (помните такие сигареты?) – Ченнаи.
А что там в странах бывшего СССР?
Восстанавливать историческую справедливость вовсю принялись и некоторые участники развалившегося СССР. Встречая при этом как поддержку, так и отрицание со стороны других государств.
К примеру, с этого года Литва на официальном уровне утвердила новое название Грузии – отныне она везде именуется Сакартвело. Это не литовцы придумали, если что – именно так называют свою Родину сами грузины. В большинстве же других странах мира Грузию все называют словом Георгия (Georgia) или его производными – исключение составляют Россия и ряд сопредельных стран.
Белорусы также уже почти 30 лет просят Россию называть их страну Беларусь, а не по старой привычке – Белоруссия. Киргизы требуют называть их Кыргызстаном, а не Киргизией, а граждане Молдовы отрицают название Молдавия. Впрочем, в РФ любые просьбы подобного рода встречаются отказом со ссылкой на правила русского языка.
Иногда переименование только во вред
С 1935 года страна, которую весь мир несколько тысяч лет знал как Персия, превратилась в Иран. Вроде бы логично, ведь именно так страну называли сами жители, но что-то пошло не так, и сегодня всё чаще звучат пожелания вернуть прежнее историческое название. Ведь о Персии так или иначе слышали все (хотя бы на школьных уроках), а Иран – это просто "ещё одна какая-то ближневосточная страна", при том созвучная с соседним Ираком. Возможно, именно с целью самоидентификации и утверждения на карте мира Иран то и дело невзначай побряцывает якобы несуществующим ядерным оружием.
Кстати, по причине схожести названий в 2018 году с карты мира исчезло маленькое, но гордое африканское государство Свазиленд – сегодня оно Эсватини. Дело всё в том, что местный царёк Мсвати ІІІ обиделся, что его страну в цивилизованном мире путают со Швейцарией (Switzerland). Как по мне, вполне себе лестная путаница…
Что у нас в возможной перспективе
Как видите, процесс переименований не закончен, и некоторые страны до сих пор подумывают о смене официального названия. К примеру, в Новой Зеландии уже не первый год хотят перейти на маорийское название Аутеаруа, что в переводе означает «земля длинного белого облака». В таком случае крупнейшие города Веллингтон и Крайстчерч станут соответственно То Уонгануи-а-Тара и Утаутахи. Пожалели бы языки бедных туристов…
Не сидится ровно и президенту Филиппин, Родриго Дутерте, который спит и видит свою страну под названием Республика Махарлика. По его словам, «Нашу страну назвал Магеллан, кормившийся с руки испанского короля Филиппа. Вот этот дурак и назвал её Филиппинами в угоду своему покровителю. А ведь эти сукины дети пришли на нашу землю, убивали нас, обрекли на 400 лет рабства!». Что ж, справедливая логика в его словах присутствует.
Такие вот дела… всё течёт, всё меняется – как говаривали наши мудрые античные предки.