Найти в Дзене
Культур-трегер

Как Екатерина II с фаворитами и придворными унижали будущего Павла I

Во второй половине своего правления сама Екатерина II, ее фавориты и даже зачастую обычные придворные обращались с наследником престола Павлом Петровичем как с полным дураком. От того времени дошли иногда просто вопиющие факты!

Хамство последнего фаворита Екатерины Платона Зубова (факт известен из частного письма графа Ф. Ростопчина от 1792 года):

Светлейший князь Платон Зубов - последний фаворит Екатерины II
Светлейший князь Платон Зубов - последний фаворит Екатерины II

На одном из парадных обедов в Зимнем дворце, которые Екатерина II любила устраивать по воскресеньям, однажды завязался оживленный спор между всеми присутствующими за столом. На этом обеде находился и Павел Петрович с супругой и старшими детьми, однако, он почти единственный молчал и ничего не говорил.

Желая включить сына в разговор, Екатерина II спросила Павла Петровича, с чьим мнением из спорящих он согласен? "С мнением Платона Александровича" - ответил наследник престола. Услышав такой ответ, фаворит Екатерины нагло и развязно парировал: "Разве я сказал какую-нибудь глупость?".

Сама Екатерина II сделала вид, что ничего не слышала, Павел Петрович насупился и промолчал, а некоторые из сидевших за столом придворных засмеялись. Впрочем, были и такие, кто втайне ужаснулся произошедшему.

А между тем, умнейший человек того времени граф Петр Завадовский (впоследствии он был первым министром просвещения в России) дал такую характеристику умственным способностям самого Платона Зубова: "(...)из всех сил мучит себя над бумагами, не имея ни беглого ума, ни пространных способностей(...)".

Дурачество и неуважение полководца Александра Суворова (факт известен из депеши саксонского дипломата Г. Гельбита в Дрезден от 1793 года):

Русский полководец граф А.В. Суворов
Русский полководец граф А.В. Суворов

Однажды Павел Петрович пригласил к себе графа Александра Суворова для того, чтобы обсудить с ним некоторые вопросы, касающиеся армии. Войдя в кабинет к наследнику, Суворов сразу же стал дурачиться, но цесаревич угомонил его: "Без этого, мы понимаем друг друга".

После этого Суворов вполне адекватно пообщался с Павлом Петповичем и остроумно ответил на все интересующие его вопросы. Но, выходя из кабинета в конце аудиенции, Суворов неожиданно запрыгал на одной ноге и запел по-французски: "Prince adorable, despote implacable" (князь прекрасный, деспот ужасный). Реакции Павла Петровича на эту выходку Суворова не сохранилось, но маловероятно, что он был в восторге от нее.

Пренебрежение самой Екатерины II:

А. Бенуа "Выход Екатерины II"
А. Бенуа "Выход Екатерины II"

Сама Екатерина II называла своего сына и его супругу Марию Федоровну "Месье и мадам Второй сорт", а всякий раз, когда они просили у неё необходимую им сумму денег, заставляла их унижаться

В письме от 9 апреля 1795 года, к своему многолетнему корреспонденту барону Мельхиору Гримму Екатерина задает вопрос: "(...)Что говорят в Германии о Павле Петровиче? Здесь продолжают говорить о нем много дурного; да и правда, что он делает себе как можно более врагов(...)".

Следует понимать, что Екатерина II использовала барона Гримма как сливной бачок для трансляции нужных для нее в Европе идей и мнений. Спрашивая подобные вещи, она совершенно отчетливо понимала, что он тут же растрезвонит их на всю Европу. Вызывает интерес и дата письма -1795 год. Согласно некоторым данным, именно в этот период императрица активно работала над идеей отстранения Павла Петровича от престолонаследия.

История Европы видела немало настоящих деспотов и дураков, в сравнении с которыми Павел Петрович совсем не заслуживал такого обращения. По меркам XVIII века сын Екатерины получил блестящее образование: цесаревич в совершенстве владел французским и немецким языками, а также мог свободно читать на латыни и итальянском.

Павел Петрович любил математику, воинские упражнения и театр, он прекрасно разбирался в искусстве, европейской истории и философии. И уж конечно, в отношении образования Павел был на голову выше какого нибудь выскочки наподобие Платона Зубова.

Но, такое многолетнее отношение со стороны матери и ее приближенных, не могло не иметь последствий - со временем Павел Петрович превратился в неуравновешенного и мрачного мизантропа.

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!