Друзья, есть ли среди Вас такие, кто не любит посидеть в удобном кресле, накрывшись пушистым пледом, помечтать, почитать интересную книгу или просто полюбоваться красивым видом из окна?
Сегодня кресло – совершенно привычная разновидность мягкой мебели, оно есть в каждом доме. Между тем кресло имеет давнюю историю, некогда было в обиходе только у представителей аристократии, и даже являлось атрибутом верховной власти.
Самым первым предшественником кресла являлся богато украшенный трон для египетского фараона. Правда, в те времена оно было жестким и совсем неудобным. И только древние римляне модернизировали кресло-трон, придумав для него мягкую обивку из кожи и меха. Дальнейшая эволюция кресел начинается только с XV-XVI веков. В Европе достаточно быстро кресло становится популярным предметом мебели. Однако, как и в античное время, оно продолжает оставаться предметом роскоши. Каждая последующая эпоха привносила в декор и конструкцию кресла новые элементы. Но вплоть до XIX века кресло напоминает трон: необычные конструкции, богатое украшение позолотой, дорогая обивка сиденья гобеленом. Кресла для королевских особ обладали откинутой спинкой и объемным сиденьем.
В экспозиции Литературного музея представлен интересный образец мягкого кресла эпохи ампир. Интересно оно своими декоративными металлическими накладками, необычными мягкими подлокотниками в виде лебедей и передними ножками на львиных лапах. А еще оно называется креслом для королевы!
Представленное в экспозиции кресло по своей конструкции относится к разновидностям кресел, возникших во Франции во второй половине XVIII века, когда по желанию супруги короля Людовика XV Марии Лещинской было изготовлено кресло «приталенной» формы с прямой спинкой, слегка отогнутой назад, что позволяло комфортно размещаться в удобной позе. Данный вид кресла получил название «кресло-королева» (или A la Reine - «а-ля королева»). Нужно отметить, что такое новшество в «удобной» конструкции кресла-стула привнесла именно Франция, хотя первоначально в средние века кресло, отличавшееся особой роскошью, помпезностью, но совершенно неудобное в использовании, получило широкое распространение в Англии и Италии. Ко второй половине XVIII века Европа узнает, что такое изящные, богато украшенные стулья-кресла для беседы, для кабинета, но при этом мягкие, с глубоким сиденьем. На таких креслах можно было просиживать часами.
Кресло в экспозиции отличается богатым литым декором античной стилистики и латунными накладками, что придает предмету некую пышность, парадность. Подлокотник кресла изящно соединен с передней ножкой стилизованным изображением лебедя. Передние ножки «обуты» в башмачок (металлическая накладка) в виде львиной лапы. Подобный декор мебели со всевозможными металлическими накладками, а также инкрустациями был предложен Европе в XVIII веке французским мастером-краснодеревщиком Андре-Шарль Булем. К началу XIX века мебель в «стиле Буля» упрощается, появляются больше прямых линий в конструкции кресла.
Французский стиль, конечно, не мог обойти стороной и Россию. Представленное кресло сконструировано в русском стиле. Оно лишено французской тяжеловесности и переизбытком декора. Умеренный декор и использование породы красного дерева придают креслу и строгость, и парадность. А использование светлой пастельно-желтой обивки с цветочным мотивом придают креслу уют и простоту. В России появление подобной мебели связано с именем А.Н. Воронихина и К.И. Росси. Мебели того периода свойственно наличие стилизованных видов лебедей, грифонов, античных герм (колонны, увенчанные античным бюстом, головой). Использование в декоре кресла стилизованных литых лебедей и «башмачков» на ножках в виде львиных лап не случайны. 1812 год заставил обратиться Россию к национальному мотиву, ко всему, что отождествляет силу, величественность.
Лебеди в декоре кресел известны еще в Древней Греции и Риме. Они символизируют собой мудрость, чистоту, возрождение и силу, являются символом света. А в Европе, например, подобный декор в средние века использовался в английской мебели. Для Англии лебедь является особой птицей. Лебедь, как деликатесная птица, изначально являлась собственностью английской короны. Вся птица в Англии была маркирована и находилась под строгим учетом, вкусить ее в пищу кроме как членам королевского дома разрешалось только с особого позволения Короны. Интересно, что до сих пор в Англии проводится праздник лебедей в память почтительного отношения к птице. Однако широкое применение образа лебедя как декора в мебели берет истоки из Франции. И связано это с именем любимой супруги Наполеона Жозефиной, которая обожала лебедей. По ее желанию мебель была украшена символом любви и верности. Лебедя позднее стали называть даже символом Жозефины. У славян лебеди ассоциировались также с чистотой, верностью и даже богом Солнца.
В экспозиционном кресле лебеди дополнены металлической накладкой на спинке с изображением символа торжества света. Стиль «Бонапарте», или Жозефины, как называли в России стиль ампир с декором древней символики и звериными мотивами, на территории Российской империи популярностью пользовался в первую треть XIX века. С образцом такой изысканной мебели Вы можете познакомиться, придя на экскурсию в Литературный музей!
ОГЛММ КП-1002 ОД-433 Кресло с полумягкими подлокотниками и мягкой спинкой в стиле ампир. Россия, первая треть XIX века, 93х46х43 см. Красное дерево, массив, точение, резьба, тонировка, ткань обивочная, металл, литье, гравирование.