Считается, что в мусульманском мире женщина в принципе не может играть первые роли в мужских забавах, вроде управления государством или войны. На деле случалось всякое, и даже в такой строгой системе мусульманских стран встречались весьма бойкие дамочки, вошедшие в историю не как матери героев, а как главные героини.
Хорошо известны биографии европейских женщин XVII-XVIII веков, ставших пиратами и доказавшие своими поступками, что силой характера и личной храбростью они не уступают мужчинам, а где-то и превосходят их. То Запад. И Восток ему никак не уступал в этой гонке. На рубеже XV-XVI столетий Средиземноморье делили два пирата – Арудж Барбаросса, обрабатывавший его восточную часть, и его партнер, державший в страхе западную половину.
И этот коллега рыжебородого пирата был женщиной, которую звали Лалла Айша бинт Али ибн Рашид аль-Алами. Хотя она больше прославилась как Саида аль-Хурра (своеобразное прозвище). Правда, знаем мы про нее не так много, как о европейских коллегах. Считается, что Саида аль-Хурра была одной из наиболее влиятельных мусульманок за всю историю. Но особенности ее биографии можно почерпнуть из христианских источников. И такая словоохотливость христианских хроникеров объяснима только одним – женщина-пират действительно досаждала мореходству в регионе и досаждала настолько, что ее зауважали и запомнили.
Родилась она в 1485 году в Гранаде, в весьма знатной семье. Которая в 1492 году спешно из Испании бежала в Марокко, поскольку католики сумели отбить регион у мавров.
В возрасте 16 лет она выходит замуж за друга своего отца, который был ее старше чуть ли не вдвое (30 лет). Тот тоже в свое время бежал из Андалусии и обосновался в Тетуане, по сути, восстановив его и став там правителем.
Муж полностью доверял молодой жене, посвятил ее в тонкости управления городом и оставлял ее в качестве полномочного заместителя, когда сам уезжал на войну (что происходило часто). И, судя по всему, правила она недурственно, поскольку народ не жаловался и оставался доволен. Вообще, мать ее происходила из христиан, но перед замужеством перешла в исламскую веру. Так что у правительницы имелись родственные связи с домом Изабеллы Кастильской (по отцу же ее родословную исчисляли чуть ли не от самого Пророка). И, возможно, такое знакомство с обеими культурами и давало необходимые знания для политической гибкости.
Муж Саиды умер в 1515 году. И вдову провозгласили местной полноправной королевой. Кажется, последний раз в истории мусульманского мира. В любом случае хозяйственные дела после его смерти, судя по всему, оставляли желать лучшего, поскольку средств катастрофически не хватало.
Сложно сказать, чего натерпелась семья Саиды аль-Хурры во время вынужденной эмиграции. Возможно, играл роль экономический фактор, и достаток семьи крепко уменьшился. В любом случае вдова люто ненавидела христианский мир и заключила партнерский договор с Аруджем Рейсом. Тем самым, что на Западе прославился как пират Барбаросса. И это оказался прямой и быстрый путь к обогащению.
Сложно сказать, ходила ли новоявленная пиратка самолично в абордажные схватки. Скорее всего нет. Возможно, она даже не выходила в море. Но вот флотилии снаряжала. И базу для технического обслуживания плавсредств на все время эксплуатации поставляла. А еще принимала полученные путем грабежа товары и брала процент с дохода своих капитанов. В результате чего прославилась как видный пират. Тем более, что самолично контролировала невольничий рынок. Так что в Европе скоро поняли, что договариваться об освобождении португальских пленников следует именно с ней – королевой Средиземноморья. И сохранившиеся документы 1540 года и близкого к нему то подтверждают.
Саида аль-Хурра заимела немалый вес на политической арене, а ее возросшее личное состояние приглянулось многим видным женихам. В результате к вдове посватался сам султан Марокко Абу-ль-Аббас Ахмад. И получил согласие. Правда, с одним условием – свадьбу сыграют на территории невесты. Султан согласился. И приехал жениться в Тетуан. Что является единственным случаем за всю историю Марокко (больше никто из султанов на стороне не женился).
Новая жена предложила мужу в визири собственного брата. Что сразу сделало ее род одним из главных в противоборстве против крепнущих Португалии и Испании. Но, возможно, именно это и сыграло роковую роль в карьере султанши.
Марокканцы затеяли воевать с Португалией. Блицкрига не вышло, и страна постепенно погрузилась в экономический хаос. Недовольные правлением Абу-ль-Аббаса Ахмада люди взбунтовались и свергли своего правителя. А заодно и его жена лишилась трона в Тетуане – даже благодарные поданные редко прощают слабости и неудачи своим властителям. И бывшая королева пиратов со своим пасынком от второго мужа отправилась в изгнание. Место которого доподлинно неизвестно.
Судя по всему, они обосновались в соседнем Шефшауэне, где зажили безбедно и спокойно – денег от прежних проектов осталось много. Там Саида аль-Хурра прожила почти два десятилетия, тихо и мирно скончавшись в 1561 году. Смерть эту никто не заметил. Слава королевы пиратов Средиземноморья давно уже прошла.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала