О финансах организаций.
В соответствии с Указами Президента РФ №204 от 07.05.2018 года и Указом №474 от 21.07.2020 года в число важнейших макроэкономических показателей входит показатель экономического роста – валового внутреннего продукта. Как известно, в Санкт – Петербурге этот показатель состоит из двух практически равных половин: прибыли юридических лиц и заработной платы физических лиц. Для оценки финансовой устойчивости бизнеса города в условиях продолжения эпидемии необходимо проанализировать показатель прибыли (сальдированного финансового результата: прибыль минус убыток до налогообложения).
Сначала о позитивных тенденциях, которые удалось сформировать в условиях продолжения эпидемии. Имеются примеры резкого увеличения сальдированного финансового результата (СФР). В числе успешных видов обеспечение электрической энергией, газом и паром (рост СФР в 1,8 раза), водоснабжение и водоотведение (на 46%), торговля (в 1,8 раза). При этом цены на электроэнергию, газ и воду регулярно повышаются. Неплохо обстоит дело с прибыльностью в ряде обрабатывающих производств: прибыль возросла за январь – сентябрь 2020 года по отношению к соответствующему периоду предыдущего года в производстве пищевых продуктов, в производстве лекарственных средств, в производстве готовых металлических изделий, в производстве электрического оборудования, в ряде других видах.
Теперь рассмотрим негативные тенденции в финансах организаций. За январь – октябрь 2020 года СФР в целом по экономике города снизился на 23,8% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. В числе видов экономической деятельности, у которых произошло снижение СФР за январь – октябрь 2020 года, обрабатывающие производства (снижение на 43%), транспортировка и хранение (снижение на 33%), научная и техническая деятельность (снижение на 48%). Отсюда видно, что наиболее пострадавшими в финансовой сфере во время эпидемии стали важнейшие виды экономической деятельности, которые должны вносить основной вклад в прорывное развитие и экономический рост. При этом ряд видов промышленной экономической деятельности вообще оказался убыточным, что создает потенциальные предпосылки для их банкротства с высвобождением работников и потерей бюджетных платежей. В их числе металлургическое производство (за январь – сентябрь убыток 1,8 млрд. рублей), производство автотранспортных средств (убыток 3,7 млрд. руб.), производство прочих транспортных средств включая судостроение (убыток 6,9 млрд. рублей). В этих видах экономической деятельности занято более 45 тыс. работников (15% от общей численности в обрабатывающих производствах на уровне 300 тысяч).
Ряд негативных тенденций обозначился во взаимоотношениях бизнеса города с банками. Возросла задолженность по кредитам, предоставленным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рублях и валюте: с 2176 млрд. рублей в январе 2020 года до 2363 млрд. октябре 2020 года. При этом просроченная задолженность также возросла соответственно с 121 млрд. до 146 млрд. Из 2097 млрд. рублей общей задолженности в рублях наибольший объем приходится на операции с недвижимостью – 578 млрд. рублей, что даже больше, чем в обрабатывающих производствах (531 млрд.). При этом объем кредитной задолженности в операциях с недвижимостью в два с лишним раза (!) превышает оборот по этому виду деятельности.
На сайте Администрации Санкт – Петербурга в разделе поддержка бизнеса размещены все меры по поддержке, подготовленные Комитетом по промышленной политике. В частности, приведен перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Но эти данные приведены в целом по стране и взяты из Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 №434. Но наши городские убыточные организации не входят в этот общероссийский список. Все меры по поддержке бизнеса носят характер снижения или рассрочки расходов. При этом отсутствуют меры по увеличению доходов бизнеса: в порядке обсуждения можно рассмотреть вопрос увеличения продаж для городского хозяйства, для предприятий и организаций в других регионах страны, для зарубежных заказчиков.