Найти тему

Как Поль Сезанн проложил новый путь с помощью своих натюрмортов и пейзажей

Оглавление

Поль Сезанн (фр. Paul Cézanne; 1839—1906) — знаменитый постимпрессионист, написавший целый ряд сюжетов в естественных и бытовых пространствах, теперь может считаться одним из самых знаменитых художников XIX века, но у него не всегда была такая репутация. На самом деле он не был известен во французском мире искусства вплоть до последних лет своей карьеры. Сегодня, однако, мастерские натюрморты, пейзажи и портреты Сезанна признаны за их невыразимую алхимию, которую художник часто достигал с помощью искаженных перспектив, которые отталкивали некоторых критиков при его жизни.

Поль Сезанн, Натюрморт с яблоками и горшком первоцветов, около 1890 года, холст, масло.
Поль Сезанн, Натюрморт с яблоками и горшком первоцветов, около 1890 года, холст, масло.

Отец Сезанна надеялся, что его сын станет юристом, а не художником.

Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе в 1839 году и был первым ребенком Луи-Огюста Сезанна, преуспевающего банкира. Отец хотел, чтобы он сделал карьеру юриста, но Сезанн еще в юности взрастил в себе творческие амбиции. Начиная с 1857 года художник посещал рисовальную школу при музее d’Aix, а одним из его друзей детства был писатель Эмиль Золя. Он проучился два года в юридической школе, окончив в 1861 году, после чего он начал посещать Золя в Париже и погружаться в мир искусства города. На следующий год Сезанн переехал во французскую столицу, чтобы учиться в Академии Сюиса (Suisse) , где он познакомился с художником Камилем Писсарро, который повлиял на практику, стиль и технику Сезанна. Поль Сезанн также был глубоко впечатлен картинами старых мастеров, с которыми он столкнулся в Лувре, а также работами Эжена Делакруа и Гюстава Курбе.

Поль Сезанн, Изгиб реки (Coin de rivière), около 1865 года, холст, масло. Коллекция Фонда  Барнса
Поль Сезанн, Изгиб реки (Coin de rivière), около 1865 года, холст, масло. Коллекция Фонда Барнса

После окончания учебы художник столкнулся с трудностями в построении своей карьеры.

В годы после окончания Академии Сюиса юный Поль выдвинул на первый план фигуративные работы и портретную живопись в своей практике, причем Золя и члены семьи Сезанн были одними из его подданных. За это время он был исключен из Школы изящных искусств, и его работы не были включены в салонные выставки из-за их агрессивных мазков кисти и подавляющего большинства темной палитры. Разочарованный этими перспективами, художник начал делить свое время между Парижем и Экс-ан-Провансом, чей природный ландшафт будет фигурировать в его картинах. В 1869 году он познакомился с Гортензией Фике, на которой собирался жениться в 1886 году.

Поль Сезанн, Натюрморт с яблоками, около 1871 года, холст, масло.
Поль Сезанн, Натюрморт с яблоками, около 1871 года, холст, масло.

Писсарро помог Сезанну вступить в новую фазу своей практики в начале 1870-х годов.


Писсарро оказал большое влияние на творчество Сезанна, познакомив художника с техникой пленэрной живописи и сместив его внимание на более ярко окрашенные сельские пейзажи в начале 1870-х годов. В 1872 году, в тот же год, когда родился сын Сезанна, художник переехал в Овер-сюр-Уаз, где Ван Гог жил и работал в течение нескольких месяцев. Там творчество Сезанна приобрело более импрессионистский стиль, и созерцательные работы, которые он завершил в Овере, были показаны на выставках импрессионистов в Париже в 1874 и 1877 годах. В этот период Сезанн также питал интерес к натюрмортам. Одна из его работ этого времени, озаглавленная "Натюрморт с фруктами" (1871), отражает наиболее узнаваемые картины Сезанна с изящно расположенными яблоками. В этой работе, как и во многих других, Сезанн сделал акцент на затенении, оставив открытыми некоторые участки холста, где свет отражался от занавеса или кувшина — смелый жест в то время.

Поль Сезанн, Л'Эстак с красными крышами, 1885, холст, масло.
Поль Сезанн, Л'Эстак с красными крышами, 1885, холст, масло.

Дружба Сезанна распадается в следующем десятилетии.


Сезанн перестал работать с Писсарро после 1882 года и продолжал проводить большую часть своего времени за пределами Парижа. Он написал некоторые из своих самых известных морских пейзажей в портовом городе Л'Эстак, на юге Франции, недалеко от Марселя. Одна из таких работ, L'Estaque с красными крышами (1885), показывает ярко-синий океан за скоплениями солнечных пятен зданий в прибрежном городе. В течение всего десятилетия художник продолжал создавать портреты, натюрморты, сцены купальщиц и образы, основанные на классической мифологии, причем древнегреческая сказка о Леде и лебеде выступала в качестве одного из его повторяющихся сюжетов. Вскоре после этого он потерял хорошего друга в 1886 году, когда Золя опубликовал свой роман "шедевр" (L'Oeuvre), который фокусируется на борющемся, в значительной степени неудачливом художнике по имени Клод Лантье. Многие обратили внимание на то, что у Лантье было много общих черт с Сезанном, в том числе предпочтение живописи на открытом воздухе. Раздраженный нелестным представлением о себе, художник разорвал связь с Золя.

Поль Сезанн, Карточные игроки, 1890-92, холст, масло.
Поль Сезанн, Карточные игроки, 1890-92, холст, масло.

Сезанн был мало известен вплоть до 1890-х годов, до момента его первой персональной выставки.


Дилер Сезанна, влиятельный Парижский галерист Амбруаз Воллар, организовал первую персональную выставку художника в 1895 году, и впоследствии его работы стали привлекать внимание ведущих писателей, которые ранее игнорировали их, включая Йориса-Карла Гюисманса, Бернарда Беренсона и Джорджа Леконта. За несколько лет до этой знаменательной выставки художник завершил серию картин с прованскими крестьянами, сидящими группами и играющими в карты. Художник вернется к этим фигурам в начале 20-го века, создавая интимные портреты мужчин, расположенных в приглушенных, строгих пространствах или стоящих на фоне живописных деревьев.

Поль Сезанн, Мон Сент-Виктуар (La Montagne Sainte-Victoire), 1892-1895, холст, масло.
Поль Сезанн, Мон Сент-Виктуар (La Montagne Sainte-Victoire), 1892-1895, холст, масло.


В последние годы своей жизни Сезанн создает свою знаменитую серию, посвященную Монт-Сент-Виктуар.


В студии, которую он построил в Ле-Луве в Экс-ан-Провансе в 1902 году, Сезанн создал свою серию картин Мон-Сент-Виктуар, которые теперь считаются одними из самых знаковых его работ. Представленный с различных точек зрения и выполненный в оттенках фиолетового, зеленого и синего, Мон-Сент-Виктуар и его окрестности принимали различные настроения в зависимости от используемой цветовой палитры. С его протокубистическими формами, изображенными так, будто они видны сразу с нескольких точек зрения, Сезанн мог использовать серые облака вокруг горы, например, чтобы намекнуть на спокойную атмосферу. В 1907 году выставки работ Сезанна в галерее Бернхайм-жен и автомобильном салоне в Париже ознаменовали художественные достижения его карьеры. После многих лет, прошедших практически незамеченными, Сезанн был наконец вписан в историю искусства. Сегодня его работы можно найти в некоторых из самых престижных художественных учреждений мира, включая Метрополитен-музей и Музей Современного Искусства в Нью-Йорке, Музей Орсе в Париже, Национальную галерею в Лондоне и другие.