Современные картины могут удивить любого, будь то угрюмый скептик или ярко выраженный оптимист. Но ещё более может удивить количество направлений в художественной сфере.
Чтобы понять этот праздник идейности и способов её достижения, пожалуй, придется покопаться в истории искусств, но меня эта тема привлекла не только этим, а именно своей точкой отправки в мир современного искусства. Для начала этой истории начнем с короткого вопроса: что Вы знаете о модерне?
Чем называют модерн?
И так, название модерна произошло от французского слова "moderne", то есть новый или современный. Модерном называют художественный стиль в искусстве, активно развивавшийся в период с конца XIX века и до начала Первой мировой войны.
Основные черты стиля: внешние и идеологические
С внешней точки зрения стиль декоративный, в нем преобладают округлые формы и плавные, гибкие, словно текучие линии. Художники этого стиля отказывались от симметрии, прямых углов и линий в пользу волнистых, ища нечто более близкое к природным естественным образам. По этой же причине здесь преобладают растительные и природные мотивы. Фигуры же выглядят плоскими, будто находятся на плакате или витраже. В русском модерне также присутствовали сказочные сюжеты.
С точки зрения идеологии, стиль стремился уйти от реальности, было намерение сделать жизнь в искусстве красивее, чем в жизни, так например в архитектуре модерна бельгийца Виктора Орта железные несущие конструкции создавались таким образом, что больше напоминали фантастические растения. Посмотрите хоть на лестницу в отеле "Тассель" в Брюсселе. Также стилем пытались показать взаимодействие природы с миром, природное течение жизни, ее динамичность и значимость. Продвигались идеи индивидуализма, ценности творческого начала и так далее.
Художники и картины:
Среди русских художников модерна можно найти К.А.Сомова с картинами вроде "Портрет Анны Карловны Бенуа", "Декоративный мотив. Журнал "Мир искусства", "Книга маркизы. Иллюстрация" и другие, Л. С. Бакста с работами "Большой благотворительный базар кукол", "Художественные открытые письма Красного Креста продаются везде", "Сценография к балету "Послеполуденный отдых Фавна" и другими, А. Н. Бенуа с работами "Куклы", "Азбука. Сласти" и другими, Е. Лансере с работами вроде "Дорога в Царское Село во времена Анны Иоанновны. Заставка книги Бенуа "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны"" и другими, архитектора Шехтеля с постройками вроде особняка Рябушинского и других.
Среди иностранных деятелей модерна нельзя не упомянуть Антони Гауди с его архитектурными сооружениями Дом Бальо, Каса-Мила, Храм Святого Семейства и другими, Сальвадора Дали "Портрет моей сестры", Альфонса
Муха с многочисленными работами "Женщина, окруженная цветами", "Иллюстрация для благотворительного выпуска журнала "Латинский квартал"", "Этикетка печенья" и так далее.
Нельзя и забыть художников, которые не причислены к рядам модернистов, но картины которых содержат идеи этого направления. Среди таких художников В. А. Серов с работами вроде "Похищение Европы" или М. А. Врубель с картиной "Серафим" и тому подобными.