Найти тему
RELOFT ART

Факты о знаменитом художнике: МАРК РОТКО

Оглавление

1__

Марк Ротко - это американский псевдоним художника еврейского происхождения Маркуса Ротковича. Роткович родился в 1903 году в Латвии, а в начале 20-х годов вся его семья эмигрировала в США. Будущий гений живописи цветового поля мог бы и вовсе не стать художником, если бы однажды не навестил своего друга в нью-йоркской Школе искусств. Оказавшись там и увидев творческий процесс, 20-летний Ротко, по его словам, ощутил художника в себе. Вскоре он поступил в Новую школу дизайна, бросив успешную учебу в Йельском университете.

-2

Свой знаменитый псевдоним, а заодно и американское гражданство Ротко получил только в 1940 году, а культовым художником стал еще позже. 

-3

2__

Знаковые картины Ротко невозможно спутать ни с каким другим художником точно так же, как работы Ван Гога или Босха. Однако свой узнаваемый авторский почерк Ротко обрел лишь к концу 40-х годов, когда ему и самому было уже за сорок. Он прошел долгий творческий путь от фигуративной живописи к фигуративной абстракции, прежде чем оставить на холстах лишь цвет. 

Стоящие мужчина и женщина/ Автопортрет — Марк Ротко
Стоящие мужчина и женщина/ Автопортрет — Марк Ротко
Вход в метро/ Фантазия в подземке — Марк Ротко
Вход в метро/ Фантазия в подземке — Марк Ротко
Гефсимания/ Без названия — Марк Ротко
Гефсимания/ Без названия — Марк Ротко

К середине ХХ века возрастает популярность психоанализа, а с ней и труды его основателей – Фрейда и Юнга. Свои новые работы Марк Ротко избавляет от какого либо нарратива, динамики, объема и пространства. Он начинает рассматривать картины как архетипы коллективного бессознательного, которые при помощи цвета провоцируют в подсознании зрителя устойчивую реакцию. 

Предпосылки формирования живописи цветового поля у Ротко, эти работы он называл «мультиформы»
Предпосылки формирования живописи цветового поля у Ротко, эти работы он называл «мультиформы»
Живопись цветового поля: работы не имеют названий, чтобы не ограничивать зрителя в ассоциациях и ощущениях
Живопись цветового поля: работы не имеют названий, чтобы не ограничивать зрителя в ассоциациях и ощущениях
-9

Для Ротко беспредметная живопись стала этическим выбором и мистическим опытом: «Меня интересует единственно выражение основных человеческих эмоций - трагедии, экстаза, отчаяния и так далее. То, что многие люди вдруг теряются и разражаются рыданиями перед моими картинами, означает, что я способен передавать основные человеческие эмоции. Эти произведения мало просто лицезреть, их необходимо чувствовать как живой организм. Если вас трогают только цветовые соотношения, вы упускаете суть».

-10

Известны случаи, когда особо чувствительные зрители плакали, глядя на полотна Ротко. Художник не стремился монетизировать свое искусство и только яркие эмоции зрителей считал достойнейшим признанием своих работ.

3__

Единственным инструментом для выражения эмоции в картинах цветового поля, помимо цвета, является размер. Полотна этого периода у Ротко либо большие, либо огромные. 

Благодаря внушительному размеру работ, зритель оказывается словно внутри них, пространство полностью его поглощает, усиливая эмоциональную реакцию. 

-11

Неровные края лаконичных квадратов, краски, просвечивающие сквозь друг друга, достаточно заметные штрихи и жесты кисти рождают эффект мерцания и некой пульсации, за счет чего работы дополнительно сосредоточивают на себе внимание зрителя. Размер работы и ее цвета буквально формируют ауру пространства вокруг себя.

-12

Ротко внимательно следил за экспозиционными принципами для достижения максимального влияния на зрителя: зал с его работами не должен был быть проходным, рядом с картинами не должно было быть чужих работ или объектов, отвлекающих внимание. 

Работы должны были висеть в 30 см от пола и на значительном расстоянии друг от друга. Никаких массивных рам, максимум - скромный тонкий багет. Зрителю же, чтобы ощутить полноту образа, полагалось находиться на расстоянии 40 см от картины.

4__

Идеальным пространством для экспозиции своих работ Ротко всегда представлял капеллы, разбросанные по сельской глуши и требующие специального паломничества, достигнув которых зрители могли бы уединенно погрузиться в свои ощущения перед его работами.

Капелла Марка Ротко в Хьюстоне, Техас
Капелла Марка Ротко в Хьюстоне, Техас

В 1964 году, ближе к концу жизни, он действительно получил заказ создать росписи для католической капеллы в Хьюстоне. Здание проектировалось специально под работы Ротко с соблюдением всех экспозиционных принципов художника.

-14

14 работ, соотвествующие 14 остановкам Христа на Крестном пути, стали беспрецедентно новаторской формой религиозного искусства. Серия состоит из трех триптихов и пяти отдельных полотен и  представляет собой очень темные, почти черные абстракции. На первый взгляд они кажутся монохромными, и ни одна репродукция не способна передать всю глубину цвета, которая раскрывается перед зрителем в реальности. Те, кто видел работы вживую, единогласно утверждают, что при детальном рассмотрении внутри мрачных полотен начинает едва заметно  брезжить свет.

-15

Капелла открылась в 1971 году, однако сам художник так и не увидел свое главное произведение законченным — в 1970 году Марк Ротко покончил жизнь самоубий­ством. На сегодняшний день капелла является действующей и официально открыта для людей любого вероисповедания. 

5__

Яркой чертой характера художника являлись его антибуржуазные воззрения. Известен случай, когда он отказался от проекта, который мог стать одним из крупнейших заказов его жизни.

Марк Ротко
Марк Ротко

Однажды ему предложили создать живопис­ные панно для ресторана Four Seasons в только что построенном небоскребе Сигрем-билдинг в Нью-Йорке.

Вряд ли для экспозиции полотен Ротко можно представить более противоестественное место, чем фешенебельный ресторан. Вот и он не мог, но все же взялся за работу, так как это позволяло ему работать в совершенно ином масштабе. Однако, по его собственному признанию, он собирался создать нечто, что «испортит аппетит каждому сукину сыну, который придет туда есть». Замысел Ротко заключался в том, чтобы заставить клиента ресторана почувствовать себя в комнате с замурованными окнами и дверьми, где ему остается только биться головой об стену.

Сигрем-билдинг, Нью-Йорк — архитектор Мис Ван Дер Роэ
Сигрем-билдинг, Нью-Йорк — архитектор Мис Ван Дер Роэ

В итоге, уже почти завершив работу, художник все же передумал сдавать проект и вернул заказчику внушительный гонорар: «Ни один человек, который ест такую еду за такие деньги, не будет смотреть на мои картины». Через несколько лет Ротко передал большую часть панно для Сигрем-билдинг в лондонскую галерею Тейт. Сегодня эти произве­дения можно увидеть в открывшемся в 2000 году музее Тейт-Модерн. 

6__

Марк Ротко никогда не стремился к баснословным суммам за свои картины и делал акцент на доступ к широкой публике, чтобы каждый зритель мог «пообщаться» с картиной. Однако после смерти он стал одним из самых дорогих современных художников.

Белый центр — Марк Ротко
Белый центр — Марк Ротко

В 1960 году американский банкир Дэвид Рокфеллер приобрел картину «Белый центр» за 10 тысяч долларов. В мае 2007 года королевская семья Катара купила у Рокфеллера картину за 73 миллиона долларов.

Оранжевое, красное, желтое — Марк Ротко
Оранжевое, красное, желтое — Марк Ротко

В 2012 году полотно «Оранжевое, красное, желтое» было продано на аукционе Christie's за 86,9 миллиона долларов, что сделало картину Марка Ротко самым дорогим произведением послевоенного искусства.

-20

Весной 2013 года в Латвии открылся Арт-центр имени Марка Ротко. В его постоянной коллекции восемь картин — шесть полотен из личной коллекции семьи Ротко и еще два из вашингтонской Национальной галереи.