Найти тему
Юлия Варенцова

КАРТИНА РЕПИНА "НЕ ЖДАЛИ": КАК ХУДОЖНИК ПЕРЕПИСЫВАЛ ГЕРОЯ?

Илья Репин. Не ждали, 1888
Илья Репин. Не ждали, 1888

Татьяна Юденкова доктор искусствоведения,

Государственная Третьяковская Галерея:

Здесь очень много деталей, которые так или иначе раскручиваются в историю драматической жизни человека, который возвращается после каторги в результате амнистии, которая была проведена Александром Третьим. И в том, как Репин дорабатывал лицо ссыльного, меняя его, поскольку, судя по критическим рецензиям, первый вариант 84 го года - ссыльный входил уверенно в дом. И он чувствовал себя героем. А в картине 88-го года это уже человек, который нерешительно входит в дом, и в его позиции, в его выражении лица есть некая уязвимость.

И это очень важные моменты, которые отражают историю восприятия русским обществом убийства Александра Второго. Если общество поначалу разделилось на тех, кто воспринимал убийц Александра Второго как апостолов правды – с одной стороны. И были люди, которые считали, что они убийцы, нарушившие одну из главнейших христианских заповедей. То к концу 80-х годов общество окончательно склонилось к той версии, что всё-таки они совершили невозможный для христианина акт убийства.

Репин – художник, который старался отражать вот это биение пульса времени, старался отражать современную жизнь. И вот в этом окончательном образе, который сейчас находится в стенах Третьяковской галереи, в этом образе есть уязвимость. То есть, сознание какой-то вины перед своими близкими и перед собственной жизнью. Потому что в этой картине в конечном итоге Репин ставит вопрос о смысле одной человеческой жизни. И если вы обратите внимание, он входит, а рядом чуть-чуть приоткрыто окно или дверь, ведущая в сад. И вот за этой дверью вы видите яркую зелень, омытую дождём, которая освещается солнцем. И Репин ставит на весы вот эту жизнь – уютную, домашнюю, где дети делают уроки, где на стене висит географическая карта, где музицируют в доме, и жизнь этого человека, этого ссыльного. Ведь он таким даётся очень тёмным пятном, как бы вываливается из светлого пространства комнаты, которая освещена, омыта этими солнечными лучами. И Репин на весы ставит жизнь этого человека и жизнь другую. И собственно, оставляет этот вопрос открытым. И каждый его решает для себя. (Из интервью для документального фильма из цикла "Передвижники", "Россия - Культура")

Подробнее об Илье Репине и других передвижниках - в книге:

"Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века"

https://www.labirint.ru/books/740206/

https://www.ozon.ru/context/detail/id/166789703/

-2