Как бы не было громко сказано, но авианосцы типа "Эссекс" без всяких преувеличений можно считать одними из главных творцов победы США и союзников над Японией во Второй мировой войне. Они символизируют наивысший успех авианосцев США, особенно во второй период войны на Тихом океане.
Это была крупнейшая в мире серия авианосцев специальной постройки, появившаяся в критический момент войны, когда в силах противоборствующих сторон наступило равновесие. Показательно, что проект, в котором все еще ощущалось влияние договорных ограничений, оказался настолько удачным, что последние корабли данного типа были списаны в 1989 году. Предлагаем вам
вспомнить конструктивные особенности "Эссекса" и его систершипов, основные модернизации, которые с одной стороны принесли им такой крупный успех, а с другой – явились основой (причиной) их долголетней службы.
Огромная серия авианосцев типа "Эссекс" началась с единичного корпуса, получившего бортовой номер CV-9, который был включен в кораблестроительную программу FY 41 (акт Винсона-Трэммела) в 1939 году. Программой от 17 мая 1938 года было запланировано увеличение тоннажа на 20% – к 175000 т прибавилось еще 40 000. Из них 20000 т пошли на авианосец "Хорнет", а еще 20000 – на CV-9. Полное водоизмещение при этом должно было составить 23000 т, что укладывалось в лимиты, предусмотренные Лондонским соглашением 1936 года.
Однако начавшаяся в сентябре 1939 года Вторая мировая война, также как и продолжавшийся конфликт в Китае, быстро отмели все ограничения. "Эссекс" стал головным кораблем стремительно разраставшейся серии – в мае 1940 года была утверждена программа "Two Ocean Navy", в которую включили три АВ по проекту CV-9 (CV-10, CV-11 и CV-12). В августе 1940 года к ним добавились еще 7 единиц (CV-13 - CV-19), 15 декабря 1941 года (после Перл-Харбора) – 2 единицы (CV-20 и CV-21), в августе 1942 года – 10 (CV-31 - CV-40), в июне 1943 года – три (CV-45 - CV-47), наконец в начале 1945 года – еще 6 (CV-50 - CV-55). Постройка последних была отменена Ф.Д.Рузвельтом, так как надобность в них уже отпала.
При проектировании "Эссекса" первоначально за основу был взят очень удачный проект "Йорктауна". Однако если предшествующий "Хорнет" являлся, по сути, увеличенным "Йорктауном", то в проекте "Эссекса" американцы пошли на более существенные изменения. В дебатах, предшествующих началу проектирования, в частности обсуждалась возможность оснащения его бронированной полетной палубой по типу "Илластриеса", однако ее применение в условиях ограниченного водоизмещения привело бы к существенному уменьшению авиагруппы, на что американцы были не согласны. Но британцы сделали именно такой вывод, когда отошли от проекта "Арк Ройал" с увеличенной авиагруппой (71-72 самолета) к проекту бронированного "Илластриеса" (33 самолета), правда потом об этом пожалели.
Также дискуссия шла по поводу применения турбоэлектрической главной энергетической установки, имевшей больший вес, технически сложной, но при этом дававшей экономию 25-30 % топлива при скорости в 15 узлов и легкое переключение на задний ход. От электродвигателей отказались, посчитав возможным унификацию ГЭУ с КР типа "Атланта". Также были отвергнуты бронирование, способное противостоять 203-мм снарядам, и 203-мм орудия ГК, на которых настаивал адмирал Тауэрс. Зато этот же "оригинал" настоял на необходимости 20-узлового заднего хода, необходимого для облегчения посадки, на возможности взлета как с носа, так и с кормы, и даже на двух поперечных катапультах, обеспечивающих взлет "в стороны" от корабля!
В июле 1939 года Генеральный совет флота высказался против бронированной палубы на "Эссексе". Проектом предусматривались значительное увеличение запасов авиационного топлива в сравнении с "Йорктауном" (со 178000 до 258000 галлонов), увеличение площади полетной палубы, меньший размер островной надстройки. Всего было разработано семь вариантов проектов – от CV-9A до CV-9G. Победителем стал проект CV-9F (стандартное водоизмещение 26 000 тонн, мощность ГЭУ – 150 000 л.с., скорость 33 узла, ширина ПТЗ – 5,1 м., бронирование ангарной палубы – 64 мм, бронирование главной палубы – 37 мм.).
Постройка авианосцев типа "Эссекс" шла невероятными темпами, продемонстрировавшими миру всю мощь американской промышленности. После окончания боевых действий темп строительства существенно упал. Ниже в таблице приведены данные по времени закладки, спуска на воду и вступления в строй кораблей данного типа.
Всего было заложено 26 АВ типа "Эссекс", из них 17 вступили в строй до капитуляции Японии, 7 – после окончания войны, 2 – "Репрайзел" и "Иводзима" остались недостроенными. Корпус "Репрайзела" был спущен
на воду и использовался для испытания систем ПТЗ, а "Иводзима" был разобран на стапеле.
Корпус "Эссекса" являлся наглядным подтверждением его "происхождения" от "Йорктауна" (в свою очередь ведущего родословную от "Рейнджера"). Ангар и полетная палуба являлись надстройкой и не участвовали в прочности корпуса. В данном случае налицо стремление снизить вес корпуса, столь характерный для кораблей, создававшихся в рамках договорных ограничений. Корпус имел острые обводы при полном миделе, коэффициент длины к ширине составлял 8,81. В носовой части имелся бульб. ПТЗ обеспечивалась, в том числе, хорошим разделением корпуса на отсеки – особенно в районе ГЭУ. Общая площадь полетной палубы существенно увеличилась в сравнении с предшественниками. Это удалось сделать благодаря уменьшению островной надстройки, размеров вырезов в палубе в районе спонсонов зенитной артиллерии и использованию бортового подъемника – одного из "ноу-хау" проекта.
В январе 1943 года для увеличения углов обстрела зенитных автоматов конструкцию корпуса изменили – за счет удлинения носовой оконечности корпус увеличился с 265,9 м до 270,8 м. Соответственно, первые корабли серии стали считаться "короткокорпусными" (short hull), а последующие – "длиннокорпусными" (long hull). К кораблям второй серии относились "Тикондерога", "Рэндольф", "Хэнкок", "Боксер", "Кирсардж", "Орискани", "Репрайзел", "Энтиенам", "Принстон", "Шангри Ла", "Лейк Шамплейн", "Тарава", "Вэлли Фордж", "Иводзима" и ""Филиппин Си". Они отличались более вытянутым форштевнем и двумя счетверенными установками 40-мм автоматов вместо одной.
Открытый нос "Эссексов" являлся одним из недостатков проекта кораблей, предназначенных для действий в открытом океане. Тяжелые повреждения, которые получил "Хорнета" от урагана, наглядно это подтвердили. Впоследствии на части кораблей при модернизации нос был сделан закрытым. Бронирование "Эссекса" в целом основывалось на "Йорктауне", однако акценты были смещены в сторону усиления горизонтальной защиты.
Броневой пояс имел толщину 102 мм (64-мм в подводной части) на 30-мм "подложке" STS и простирался от 39-го до 166-го шпангоута. Длина пояса составляла 155 м, высота – 3,05 м, площадь забронированной части борта – 62%. Спереди и сзади цитадель ограничивали траверзы также толщиною в 102 мм, сверху – 37-мм палуба из стали STS. Ангарная палуба имела толщину 64-мм из стали STS и являлась главной горизонтальной броневой преградой. Проектным недостатком являлось минимальное количество отверстий в ангарной палубе – чтобы не ослаблять бронирование. Это привело к недостаточной вентиляции низко расположенных помещений и большим человеческим жертвам на "Франклине" при атаке камикадзе в 1945 году. Отсек рулевых машин имел "коробчатое" локальное бронирование – 102-мм стены, 64-мм "крыша". Локальное бронирование имели податочные трубы, кабельные трассы, боевая рубка (крыша).
ПТЗ строилась по "американской" схеме (по 4 переборки с каждого борта), ее ширина составляла 5,1 м и давала некоторую гарантию против авиационных торпед. Сдержать 610-мм корабельные торпеды она, конечно, не могла, однако таких испытаний карьера эти кораблям не уготовила. Как указывалось выше, при проектировании конструкторы отказались от турбоэлектрической ГЭУ, предпочтя унифицированную ГЭУ, как у КР "Атланта".
ГЭУ состояла из четырех главных турбозубчатых агрегатов "Вестингауз" и восьми котлов "Бэбкок энд Уилкокс". Каждый ГТЗА работал на свой вал с винтом. Котлы имели повышенные параметры пара, поэтому дымовая труба "Эссексов" была небольшой и аккуратной в сравнении с "монструозными" конструкциями "Лексингтона", "Йорктауна" и "Хорнета".
Мощность силовой установки составляла 150000 л.с., скорость – 33 узла. Необходимо иметь в виду, что в условиях военного времени испытания на скорость проводились по ускоренной программе, а их результаты засекречивались. Поэтому имеются лишь отдельные данные, например – 32,73 узла у "Интрепида". Запас топлива составлял 6330 т (максимальный) и 4758 т (нормальный). Проектная дальность плавания 15-узловым ходом составляла 20000 миль, фактическая – всего 14100 миль.
Артиллерийское вооружение "Эссекса" было следующим: 1. 127-мм орудия Мк-12 с длиной ствола 38 калибров, располагавшиеся в установках двух типов – четыре одиночных орудия в спонсонах по левому борту могли стрелять только по этому борту и восемь орудий, расположенных в четырех спаренных линейно-возвышенных установках, – спереди и сзади от островной надстройки. Данные установки не имели броневого прикрытия и защищались лишь утолщенной сталью. Важной особенностью снарядов Мк-12 было наличие РЛ взрывателя.
2. 40-мм зенитные автоматы "Бофорс" в счетверенных установках Мк-2. По проекту число таких орудий составляло 32, однако в ходе постройки постоянно увеличивалось (до 17х4 установок). На различных кораблях число таких орудий варьировалось.
3. 20-мм зенитные автоматы "Эрликон" в одноствольных установках Мк-4. Количество стволов по проекту – 40, по факту – отличалось, в зависимости от корабля. "Эрликоны" также устанавливались в спаренных установках (на "Лексингтоне").
4. 12,7-мм четырехствольные пулеметы М-45 (только на "Лексингтоне" и "Уоспе" – по шесть установок).
Целеуказание для 127-мм орудий обеспечивалось двумя командно-дальномерными постами Мк-37 на островной надстройке, для 40-мм "Бофорсов" – КДП Мк-51, впоследствии замененные на Мк-57 и Мк-63. "Эрликоны" не имели центральной наводки, прицеливание осуществлялось с помощью индивидуальных ручных прицелов.
При проектировании новых авианосцев не забыли и про радиолокационное вооружение, по проекту на АВ типа "Эссекс" состояло из: 1.Радаров дальнего обнаружения воздушных целей типов SK и SC-2. Первый из них располагался на мачте, второй – на платформе справа от дымовой трубы; 2. Радаров обнаружения надводных целей типа SG (2 шт.) – один на мачте, один на платформе в задней части дымовой трубы; 3. Артиллерийских радаров Мк-4 – на крышах КДП Мк-37; 4. Радиомаяка YE – на мачте. В 1943 году "Лексингтон" оборудовали радиовысотомером SM. Он оказался удачным, и его впоследствии получили остальные корабли серии. Ближе к концу войны на смену SK пришел SK-2, а SM были заменены на SP – более легкие и компактные.
Для справки: Помимо артиллерийских радаров типа Мк-4 применялся целый ряд небольших РЛ установок, входивших в СУО – Мк-11, Мк-29, Мк-34. Наконец, в конце войны, когда японские корабли получили первые типы радаров, американцы оснастили "Эссексы" постановщиками РЛ помех типа TDY.
Экипаж по проекту состоял из 215 офицеров и 2171 матроса, но постоянно увеличивался, вплоть до 382 офицеров и 3003 нижних чинов на "Интрепиде" в 1945 году. Такой рост экипажа вынудил использовать и адмиральские каюты (для офицеров), и столовые – для отдыха команды (в ночное время там развешивались гамаки). Интересно, что условия обитания на "Эссексах" по американским стандартам считались ужасными, хотя и превосходили японские.
Для справки: К 1946 году американский флот насчитывал 23 корабля типа "Эссекс", вскоре 14 из них были выведены в резерв – американский флот в условиях мирного времени уже не мог позволить себе содержать такое количество авианосцев.
В 1946 году Бюро кораблестроения был разработан проект опытового судна, на котором можно было бы испытывать новые тяжелые реактивные самолеты. Проект получил индекс SCB-27A, а в качестве корабля, подлежащего переоборудованию по данному проекту, был выбран недостроенный АВ типа "Эссекс" – "Орискани". Модернизация заключалась в установке новых мощных катапульт Н-8, аэрофинишеров Мк-5, самолетоподъемников. Также было модернизировано РЭ оборудование, увеличен запас авиационного топлива. Островная надстройка стала более компактной, а дымовая труба скошенной формы стала ее частью.
Изменения произошли и в зенитном вооружении – башенные спаренные установки были демонтированы, вместо них появились четыре одиночных орудия. Четырнадцать спаренных 76-мм орудий сменили счетверенные "Бофорсы" (мощности последних не хватало для борьбы с камикадзе), а когда то популярные "Эрликоны" убрали полностью.
Значительное увеличение верхнего веса привело к установке булей, при этом был демонтирован броневой пояс.
Модернизация "Эссексов" по проекту SCB-27A несмотря на достаточно большую стоимость была признана целесообразной еще для восьми кораблей – "Эссекса", "Уоспа", "Йорктауна", "Хорнета", "Рэндольфа", "Беннингтона", "Кирсарджа" и "Лейк Шамплейн". Модернизация прошла в период с 1950 по 1953 годы.
Последующий проект модернизации – SCB-27C помимо ранее внедренных изменений заключался в установке новых пороховых катапульт С-Мк-7, большего бортового самолетоподъемника, более крупных булей. Испытания катапульты были признаны неудовлетворительными, поэтому вместо нее установили гидропневматическую (Н-8-1).
По первоначальному варианту SCB-27C модернизировали три корабля – "Хэнкок", "Интрепид" и "Тикондерогу"». Еще три ("Лексингтон", "Бон Омм Ричард" и "Шангри Ла") получили носовую оконечность закрытой формы и главную новинку – угловую палубу по типу британского АВ "Трайомф".
Затем вновь настал черед кораблей типа «Орискани» - SCB-27A, которые получили все улучшения «Лексингтона», сохранив старые катапульты Н-8. По этому проекту - SCB-125 прошли переоборудование все «Орискани» кроме «Лейк Шамплейн», оставшегося единственным SCB-27A.
Наконец, последней модификацией «Эссексов» стал проект SCB, по которому 3 корабля - «Боксер», «Принстон» и «Вэлли Фордж», получившие обозначения LPH-4, LPH-5, и LPH-8. Модернизация заключалась в ликвидации двух котельных отделений (скорость упала до 25 узлов), снятии катапульт, аэрофинишеров, уменьшении размеров ангара. За счет этого на кораблях разместились 1650 десантников, большое количество груза и 30-40 вертолетов для их доставки. Проект в целом был признан удачным, но очень дорогим в эксплуатации.
В дальнейшем, крупных модернизаций АВ типа «Эссекс» не получали. На них лишь устанавливалось более новое РЭ оборудование и постепенно убирались орудия ПВО (в конце карьеры - 2-127 мм зенитки). Последняя попытка модернизации планировалась в 1981 году, однако к тому времени стало ясным, что поднять в воздух даже относительно легкие F-18 они же не смогут и от этого проекта отказались.
В 1990 году последние оставшиеся в резерве корабли типа «Эссекс» были сданы на слом или стали музеями, проведя в строю более почти по 50 лет.
Используемая литература:
1.Балакин С.А. Авианосцы типа "Эссекс" /С.А. Балакин //- Морская коллекция, № 6(30) – 1999. – 32 с.; 2.Балакин С.А. Авианосцы типа "Орискани" и "Мидуэй" /С.А. Балакин //- Морская коллекция, № 1(31) – 2000. – 32 с.; 3. Friedman N. US Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland.-1983.