«Было страшно, я подписывал кипы бумаг и думал: когда рисковать, как не сейчас»
2020 год вряд ли можно назвать годом чудес: для фокусников, которые обычно выступают на мероприятиях, он не был особенно прибыльным.
Впрочем, иллюзионист Роман Шуроле смог перепридумать себя и свой бизнес, в три раза увеличить свой оборот и обрести заказчиков в лице таких компаний, как «Тик-Ток Россия», «Тинькофф», «Ростелеком», «Уралсиб».
Расскажи, пожалуйста, как ты стал фокусником? Нельзя сказать, что это самая распространенная профессия.
О да. Наверное, все знают, что существуют целые династии и поколения фокусников, но я точно не потомственный маг и волшебник (смеется). Родители у меня не из творческих профессий, а я, наоборот, был на сцене с 4 лет: выступал с русскими народными танцами в ансамбле «Петербургский сувенир».
Я до сих пор сажусь на шпагат и делаю сальто: я танцевал с 4 до 18 лет, и тело все помнит. Отсюда у меня осанка, выправка и дисциплина. Для иллюзиониста это важно.
Свой первый фокус я показал случайно, мне было лет семь. Папа тогда подарил мне небольшую пластиковую шляпу с шоколадками. Я вынул сладости и положил внутрь шляпы фигурку цыпленка, перевернул всю эту конструкцию, поднял шляпу, а цыпленка в ней уже не оказалось. Меня потрясло это до глубины души: это была настоящая магия! Сейчас я понимаю, что цыпленок просто укатился под кровать. Но тогда я был под впечатлением. Подаренную чуть позже книгу фокусов я зачитал до дыр. Потом начал собирать коллекцию книг по фокусам от Амаяка Акопяна, записывал на кассету шоу фокусов Дэвида Копперфильда. Для меня он до сих пор остается вдохновителем. Уже в 12 лет я сделал себе профессиональный стол для фокусов и впервые выступил на сцене в ДК: я стоял такой маленький, показывал какую-то ерунду, но был очень горд собой.
А что такое профессиональный стол фокусника?
Снаружи он выглядит как обычный стол и зритель не поймет, что с ним что-то не то, но, на самом деле, в нем спрятан реквизит: что действительно происходит на столе видно только иллюзионисту.
Где можно выучиться на иллюзиониста?
Чтобы показать фокус, не обязательно учиться на иллюзиониста. Есть специальные магазины, где можно купить готовые фокусы, так что попробовать себя можно в любом возрасте. Другое дело, действительно стать настоящим фокусником. В Москве, я знаю, есть Цирковая академия, на Украине есть вуз, где обучают на фокусника: даже в дипломе пишут: профессия «иллюзионист». У нас, в Петербурге, для этого есть Институт Культуры и Искусств. Я учился на режиссера театрализованных представлений и праздников: это дало мне хороший старт для карьеры иллюзиониста и в целом моего бизнеса.
Как часто ты выступаешь?
Обычно самый крутой месяц — это декабрь и март. Я могу успеть за день на 9 мероприятий, если начинаю в 8 утра. Максимум у меня было 55 выступлений в месяц: это жестоко, ведь обычно все они, на самом деле, проходят в последние две недели декабря. В этом случае к последним выступлениям я уже еле-еле не могу говорить и чувствую себя как после поединка на ринге с боксером, моя помощница мне только и успевает подавать воду, чтобы я пришел в себя. Но зрители, конечно, этого не видят: во время выступления я полностью преображаюсь. Моя задача — вызвать у них сильные эмоции, которые они запомнят надолго.
Подозреваю, что весной 2020 года март с точки зрения работы был не очень, да?
Я собирался поработать март так, чтобы в конце месяца закрыть ипотеку. Но я уже тогда видел, что в мире начинается трэш и решил повременить с этим, не отдавать их в банк. В итоге 8 марта меня спасло: благодаря мартовским заказам у меня были деньги до ноября — и это при том, что надо было вернуть кучу предоплат за мероприятия, которые отменились. Когда вышло предписание, что на улицу больше нельзя выходить без маски, мы с женой и сыном уехали в Ленобласть, сняли дом в Сосново примерно на месяц.
Поначалу я думал, что все быстро вернется, но рабочие чаты организаторов мероприятий говорили об обратном. Кто-то из наших пошел работать в такси, в доставку. У меня мероприятия еще были, но сильно меньше, чем обычно. Плюс полностью поменялся их характер и формат. Состоятельные клиенты продолжали заказывать шоу фокусов, но уже в закрытые рестораны или к себе домой. Тогда было непонятно как вирус распространяется и как его лечить: у меня был страх, что я выступлю, привезу домой covid и заражу семью. Я часто отказывался. При этом деньги-то надо было зарабатывать, так что на свой страх и риск я выборочно соглашался выступать.
В этом самом доме в Сосново ты и перепридумал себя?
Это громко звучит. На втором этаже в доме была комната с чистыми белыми стенами. Я подумал: «Хороший фон, здесь можно что-то снимать». Так у меня родилась идея показывать фокусы в Zoom. Я снял промо-ролик, настроил контекстную рекламу, сделал прерол-рекламу в YouTube. Таргетировался на закрытые города и семьи с детьми на карантине, вложил примерно 20 тыс. рублей. Буквально через три дня у меня уже был первый заказ. В итоге я понял, что есть спрос на онлайн-развлечения, а это позже вылилось в новый проект ShowBest.
Что такое ShowBest?
Сначала я сконцентрировался на фокусах для детей, но, проанализировав ключевые слова в поисковиках и потребности заказчиков, довольно быстро отказался от слов «праздник» и «детский». В конце концов, я сосредоточился на организации онлайн-мероприятий, шел от потребностей клиента: меня спрашивали, могу ли я устроить взрослый день рождения или корпоративное мероприятие.
Когда стартовал этот бизнес?
Хорошо помню, что над сайтом проекта я начал работать 4 апреля. В начале это был каталог артистов, музыкантов и аниматоров, которые работали в онлайн-формате. Мне платили за то, чтобы туда попасть, 50 артистов по 5 тыс. рублей в месяц — это был своего рода для артистов сервис «по подписке». Из них выступили 10% коллективов, остальных не заказывали, так что другие постепенно отказались от абонемента. В мае я закрыл каталог и сделал главной фишкой организацию онлайн-мероприятий «под ключ». Вот эта история здорово выстрелила.
Сколько тебе удалось сделать мероприятий с того времени?
Я как раз недавно считал: 55 мероприятий с мая по конец декабря, это сотни часов в онлайн. Причем бюджеты были уже серьезные, а разговор строился так: «У нас есть на это 1,5 млн рублей. Что вы можете сделать?» Со временем бюджеты все росли. Было страшно. Я столкнулся с большим количеством бумаг: нужно было подписывать не один договор, а целые кипы бумаг. Я распечатывал по 60 листов в день, ставил печати и подпись, и думал: «Страшно, конечно, но когда рисковать, если не сейчас?» Приходилось оперировать большими суммами, тогда как в качестве артиста максимально крутой договор на одно мое выступление был около 100 тыс. рублей, и отвечал я только за себя. Потихоньку я начал участвовать в тендерах…
То есть ты вышел на совершенно новый уровень и новый средний чек?
Да, причем это свалилось на меня резко: я не думал, что это возможно. Оборот моего бизнеса вырос в 3 раза. Сейчас у меня пять человек в команде: главный режиссер, режиссер трансляций, два видеооператора трансляций, администратор. И это не считая сценаристов, самих артистов, технических помощников.
Ты занимаешься организацией корпоративов, верно?
В основном это личные праздники на 20−25 человек и крупные корпоративы: в одном из них, например, участниками стали 1,9 тыс. сотрудников. Сценарии мероприятий, конечно, очень разнятся, но в сам день «икс» мы арендуем студию для трансляций, где собираются ведущие, режиссеры по свету, операторы и так далее. Для зрителя это выглядит, как интерактивное телешоу в YouTube — с возможностью «дозвониться» в эфир. Концепция праздника обычно подразумевает, что участников можно разделять на разные «комнаты» для онлайн-тимбилдинга: в каждой «комнате» свое развлечение — музыкальные шоу, игры на логику, бармен-шоу и так далее. Все это выглядит очень современно: мы используем передовые технологии, создаем под мероприятия отдельные сайты, графику, в общем, мощно работает над визуальной составляющей.
Ты можешь поделиться названиями компаний, кто заказывал у тебя организацию мероприятий?
Назову несколько: «Тик-Ток Россия», «Тинькофф, «Ростелеком», «Уралсиб». Конечно, мне повезло, что они доверили мне свои праздники.
Как же это получилось?
Это 2020 год: все делали все в первый раз. Некуда было деваться. Мои заказчики хотели попробовать что-то новое и были готовы к экспериментам. Я видел много мероприятий, понимаю что нужно для праздника, как создать атмосферу и прочее: у меня ведь высшее образование по специальности режиссер массовых мероприятий, а это точное попадание. Немаловажную роль сыграл маркетинг и качество промо-материалов: у моей жены свой видеопродакшн в сфере рекламных портфолио, она помогала мне с монтажом видеоконтента.
Два твоих бизнеса в итоге довольно сильно отличаются, да?
Конечно! В одном случае я артист, шоумен, на которого все смотрят, в другом — организатор, ответственный за большой механизм, который должен работать как часы. Тут уже не до шуток. Внутренняя механика тоже сильно отличается. И ценообразование совсем другое. Когда ты фокусник, поднимать цену очень сложно: организаторы уже знают твою цену, реквизит конечный, затрат на него не очень много, маржу очень легко посчитать. За год на фокусах, если тебя уже знают, можно заработать в среднем 6 млн. рублей. Потратить — примерно 100 тыс. рублей. В случае организации праздников планки по заработку, кажется, нет: все зависит от задачи и бюджета. Но и масштаб расходов принципиально другой. Только аренда студии на одну смену может стоить 500 тыс. рублей.
Не скучаешь ли ты по живым выступлением?
Онлайн и офлайн мероприятия — это принципиально разные два формата. Хороши оба, и мне, действительно, нравится и то, и то. Я продолжаю выступать на офлайн мероприятиях.
Давай вернемся к твоей профессии иллюзиониста. Как много времени уходит на то, чтобы придумать и натренировать фокус? Кто твой первый зритель?
Процесс может занимать от пары дней до нескольких лет. Есть разные жанры: манипуляция (когда предмет, например, исчезает в руках), ментализм (чтение мыслей), иллюзионы или сценическая магия (перемещение, «распиливание» людей), клоуз-ап (фокусы для небольшого камерного зала), микромагия (фокусы с небольшими предметами: монеты, игральные карты), детская магия и так далее. От этого зависит то, какой реквизит тебе нужен, как много времени уходит на продумывание, нужны ли тренировки, как много.
Когда я придумываю новые фокусы, сначала пробую показать их дома — перед сыном и женой. Внимательно смотрю как они реагируют, и только после этого выношу фокус на всеобщее обозрение. Моему сыну три года, и он обожает встречать меня после работы и играть с реквизитом. Знает, что и почему работает: его так просто уже не удивить.
Что у тебя в реквизите, с чем ты работаешь?
Многие думают, что фокусники — это те, у кого из рукавов торчат карты и шелковые платки, а из шляпы — кролики. Но сейчас время меняется: фокусники показывают современные фокусы, хотя иногда продолжают использовать классический реквизит. Взять, например, карты. Не обязательно использовать для фокусов стандартную колоду: карты есть в телефоне у зрителя. Современные фокусы происходят в смартфоне у зрителя.
Погоди, ты показываешь фокусы на смартфоне?
Да. Беру смартфон у зрителя, а у него, например, время перематывается на несколько минут назад. Или на экране появляется предсказание. Или я могу угадать пароль, посмотрев на человека. Это, кстати, обычно взрывает мозг. В общем, много всего. Особенно детям такие фокусы очень нравятся: привычная для них вещь вдруг начинает их удивлять.
Ты показываешь только digital фокусы?
Конечно, нет. Часто меня приглашают с классическими фокусами, и если нужно достать кролика из шляпы или сделать так, чтобы карты или другой предмет появился в другом месте, я с легкостью это покажу. Это классика жанра, я с этого начинал.
Скажи честно, ты умеешь «разрезать» людей?
О, это тоже классика! Многие, когда задумываются о том, чтобы пригласить к себе иллюзиониста, хотят именно этот фокус. Но, на самом деле, он очень затратный. Для него необходимо специальное оборудование и нужно большое помещение, чтобы его сохранить. Оборудование стоит примерно 500−600 тыс. рублей, плюс затраты на аренду для хранения этого фокуса. В общем, это большие затраты, которые очень не быстро окупаются. Я знаю, как это делается и могу показать такой фокус, но это не рентабельно: проще продавать небольшие фокусы и большую харизму.
Опиши пожалуйста, как проходит твой рабочий день, когда ты не занимаешься организацией праздника, а выступаешь сам?
Я приезжаю на мероприятие за час до приезда зрителя. Причем сразу в образе: осанка, четкая речь, держу марку иллюзиониста. Мне необходимо посмотреть ракурсы с разных мест зрительного зала: проверить, чтобы случайно никто не смог увидеть сам секрет фокуса. Конечно, я заранее согласовываю с организатором место моего выступления и расстояние до зрителей, но проверка на месте обязательна. Другое дело, если речь идет о микромагии: фокусах, которые происходят буквально в руках у зрителя. Это особый жанр, в котором фокусы демонстрируются на расстоянии вытянутой руки. Кстати, многие думают, что фокусники работают в цирке: это устоявшийся стереотип. Но, на самом деле, там почти нет иллюзионистов: в цирке сцена на 360 градусов — та самая цирковая арена. Это очень неудобно для фокусников: все всем видно. Так что в цирке наш брат — редкое явление. Еще один стереотип, что фокусники прячут что-то в рукава: поверьте, всего 1% фокусов это подразумевает.
Где же все прячется?
К сожалению, я не могу сказать. Только закрытый клуб фокусников знает, что и где прячется на самом деле.
Хорошо, а как все проходит дальше?
Мое выступление выглядит как кино: есть начало, развитие, кульминация и красивый финал. После шоу я захожу в гримерку и двери закрываются. Пока я не разряжу свой реквизит, вход воспрещен.
Сколько должно быть лет человеку, чтобы у него получались базовые фокусы?
Например, 8 лет. У иллюзионистов есть свои конкурсы, в них есть номинация «детская магия». Я искренне удивляюсь их умениям: они выигрывают международные призы. Кстати, как «Оскар» для кино, у нас есть Международная федерация иллюзионистов (FISM). Чтоб попасть на конкурс этой ассоциации нужно пройти кучу этапов, а соревнование проходит раз в четыре года. Так что, если отдать этому делу всю жизнь, можно стать чемпионом мира по фокусам.
Материал на нашем сайте: Бизнес на фокусах
Автор: Анастасия Жигач
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка