О, дружочек, садись поудобней, и давай я расскажу тебе страшную сказку.
Есть такие люди, которые основным удовольствием своей жизни делают манипуляции всеми, кто их окружает. Целей там может быть вагон, но вот одни из основных болей, толкающих людей превращаться в таких вот персонажей: низкая самооценка, страх, что не примут, не полюбят, бросят, что окажутся глупее всех, а значит хуже. К слову сказать, эти боли так или иначе есть у всех, и это совершенная норма, но только эти наши герои выбирают продать себя за мнимое лекарство – манипуляции.
А страшны, мой милый, они тем, что даже самыми близкими и дорогими из людей они манипулируют. Причем для них причины весьма, надо признать, благостные – ведь они их искренне любят, спору нет.
Просто здесь собственная боль сильнее любви к другому, что, также, и к себе. Именно она толкает на то, чтобы ‘все вокруг против меня’ ‘да я не хотела, это оно само’ ‘если ты не сделаешь, не видать мне счастья’ и ‘даже не знаю, как мне без этого жить’. Страшно все то, в чем нет свободы для другого и уважения для себя.
Но давай, чтоб тебе было проще на твоем пути разглядеть таких вот сказочных персонажей, я расскажу тебе, какой бывает манипуляция, вдруг пригодится в дороге.
~ Манипуляция через позицию жертвы: Я хороший, но меня обижают, спаси меня ~
На мой взгляд, самая опасная категория, потому что их приемы давят на хрупкое, что есть в каждом – сопереживание. Именно оно делает нас ближе друг к другу, творит другого человека хорошим по нашему собственному мнению, ведь мы что? Мы начинаем понимать его боль, соотнося с собственной, которая, как мы помним, есть у всех.
Как это работает? Два слова – проекции и идентификация. Боль другого отзывается в нас, потому что она похожа на ту самую, в нашем личном опыте, когда нас предали, бросили, причинили иное страдание. И вот мы уже готовы бежать и делать все для того, чтобы человеку стало лучше, ведь нам так хотелось тогда, в личных обстоятельствах, чтобы кто-то так же пришел нам на помощь. Мы накладываем на ситуацию другого собственные прожитые или не слишком переживания, выводы, отношение. Поэтому делаем уже как будто не для него, но для себя.
Манипуляция жертвы строится по принципу ‘Я-то хорошая, но весь мир против меня’: ‘я хотел как лучше, а они были не за меня’ ‘я так хочу семью, а ты на мне не женишься’ ‘я мечтаю о том, чтобы приносить пользу, почему же все меня отвергают’.
Видишь отличительные черты? Смысл здесь в том, чтобы встать в позицию силы относительно оппонента за счет мнимой позиции слабости. Зачем именно так? Вызвав сочувствие, став фигурально сильнее, проще заставить человека быть, делать, думать так, как выгодно манипулятору. А еще, и это, определенно то, что делает в моих глазах эту разновидность крайне жестокой, поскольку, когда человек хочет тебя спасти, он на самом деле хочет спасти и себя, он непременно сделает все ради такой цели.
~ Манипуляция через позицию агрессора: Я сильнее, поэтому как я сказал, так и будет ~
Здесь главной движущей силой объекта манипуляции является страх, в основном за собственную безопасность – физическую или психологическую. В этом лесу живут самые телесные манипуляции, в основе которых всегда есть запугивание.
Цель манипуляции агрессора – поставить оппонента в позицию жертвы, забрав, таким образом, всю силу. ‘Если ты не похудеешь, я от тебя уйду’ ‘Только попробуй мне изменить - убью’ ‘Да кому ты нужна, ты же старая/неадекватная/толстая/страшная’ ‘Хватит вести себя, как сумасшедшая, у тебя неадекватные реакции, тебе мерещится то, чего нет’, ‘ну давай, попробуй пойти против меня, узнаешь, что будет’. В любом случае смысл такого поведения – поселить страх и неуверенность в собственной силе и свободе.
Такой персонаж всегда ощущает себя сильным, и потому правым, или правым, поскольку сильнее. И мощь его, действительно, в том, что затрагивает он самые животные из наших реакций.
~ Манипуляция через позицию спасателя: Мне вечно приходится быть для всех героем ~
Здесь, дружок, скрывается, возможно, самая безобидная для окружающих разновидность, но страшна она тем, что больше всего вредит самому автору. Смысл для него в том, чтобы поставить себя в позицию силы за счет мнимого ощущения собственной нужности всем вокруг. А еще, что работает куда лучше, за счет чувства вины объекта манипуляции.
Тут также может возникнуть, как я его называю, желание догнать и причинить счастье – то есть быть для всех в буквальном смысле спасательным кругом. ‘Вечно приходится все делать самому, я так устал’, ‘без меня они точно не справятся’, ‘никто не сделает, пока я не сделаю’, ‘не получается? давай я’, ‘сейчас я все узнаю/организую/соберу/подготовлю и пойдем’. А человек тебя просил, ему нужно было, чтоб ты помогал? Но нет, мой хороший, всем ведь приятно, когда в ответ и пожалеют, и похвалят, еще и будут чувствовать себя должными. И вуаля, готова почва для реализации того, что ты самом деле хочешь получить от того, кем манипулируешь.
В чем же подвох, подумаешь ты. А в том, что, полагая, что получает силу за счет нужности другим, спасатель на самом деле отдает собственную жизнь в услужение сторонним людям, пусть это даже его родные. И, если сознательно такой человек и будет получать от этого удовольствие, то в глубине души все равно будет отклик, что он делает не то, что любит и хочет, который обязательно выльется в подсознательное обвинение другого, ведь именно он кажется нарушителем свободы выбора нашего героя. Таким образом здесь автор манипуляции больше всего страдает сам. Да, он временно чувствует себя нужным, да, он даже заставляет других делать, как ему необходимо, за счет ‘ну он же нам помог, теперь и мы должны’, но за это он продает свое время и сливает энергию. Да и был ли он реально нужным, если никто не просил его спасать?
Вот такие бывают в нашем сказочном королевстве герои.
Но знаешь что, мой дорогой? В любых отношениях, даже тех, где присутствует такая вот червоточинка, всегда двое – тот, кто манипулирует, и тот, кем. И никогда не получится у первого ничего, если последний того не желает. И, собственно, совпадают такие люди неспроста: манипулятору никогда не будет счастливо с тем, кто видит такое и проходит мимо. А уж какое отвращение вызовет у такого партнер, попытайся он поиграть в подобные игры, и передать сложно.
Так и ходят по земле люди, проживая разные опыты, получая уроки боли и вдохновение счастья. Живут и те, кто имеет единственным выходом к собственному спокойствию манипуляции другими, и те, кто рад поддаться такому отношению. Здравствуют те, кто осознал такую технику и ее выбрал или нет, кто прошел мимо или взял на вооружение.
О, дружочек, только это не болезнь и не диагноз. Это вполне себе такой же свободный выбор, как и все в нашей жизни. Все имеет место в этом удивительном мире. Все, что хочешь, то бери.
Поэтому на каждую рассказанную страшную сказку имей свою, добрую, работающую на тебя, правду.