Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, Государственная Третьяковская галерея:
Крамской с юности нёс бремя вожака. Таков был его характер. И своим современникам, своим товарищам он казался старше своих лет. В нём была такая глубина и серьёзность. И уже после этого бунта четырнадцати, когда была создана Санкт-Петербургская артель художников, Крамской её возглавляет, становится старостой артели. Это удивительное было время и удивительная организация. Первая независимая от Академии художеств, от государства, вот такое образование, сообщество художников. Мы можем вспомнить, что в это же время появляется знаменитый роман Чернышевского «Что делать», где описывается тоже такой вот артельный быт и артель. И Санкт-Петербургская артель художников существовала тоже на таких, как коммуна своего рода. Художники поселились на Васильевском острове в одной большой квартире, вместе с жёнами. В этой квартире они жили и работали, в гостиной проходили знаменитые вечера, рисовальные вечера, которые стали таким центром притяжения молодёжи творческой в Петербурге в это время. Это была идея независимой от Академии, от государства организации. Это была экономическая идея. Художники дали объявления в газеты, что организуется такая артель, которая принимает заказы, на исполнение портретов, икон и разного рода художественные работы. За артелью был сразу же утверждён такой негласный надзор полиции, потому что такого рода независимые организации, вообще такая общественная жизнь казалась подозрительной. За ними была слежка. Крамской вспоминал эти дни, бунт четырнадцати, эти первые годы артели всегда с большим чувством и считал, что вот этот день, когда художники отказались все вместе писать картину на один сюжет, единственным днём в своей жизни честно и хорошо прожитым. И Крамской — такая альтруистическая во многом натура, и он очень много вложил вот в эту деятельность артели. Он получил заказа на роспись купола в Храме Христа Спасителя. И те деньги, которые он заработал в Москве на этой работе, он вложил в кассу артели. (Из интервью для документального фильма из цикла "Передвижники", "Россия - Культура")
Подробнее об Иване Крамском и передвижниках читайте в книге:
"Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX - начала XX века"