– Николай Максимович, на сцене Большого театра так и не поставили балет «Мастер и Маргарита», который, как говорят, планировал Юрий Григорович; а как вы относитесь к этому произведению, к этой книге?
– Я люблю эту книгу, но считаю, что «Мастера и Маргариту» на сцене нельзя ставить, в кино можно, а на сцене – нет. Потому что все равно какие-то вещи надо будет выбрасывать.
Не надо забывать, что Булгаков драматург. У него и «Мастер и Маргарита», и «Собачье сердце», любое произведение написано так, что там описывается все: какая обстановка в комнате, откуда персонаж зашел и так далее. Просто если сделать по тому, как написано – это будет достаточно интересно, но это надо с книгой ходить. Можно, конечно, так попробовать, но не знаю, получится ли.
Есть шикарные работы по Булгакову. Мне, например, безумно нравится Маргарита – Вертинская, в фильме, который Юрий Кара снял. Там еще потрясающая роль у Верника, он играет Иуду.
Ну и Коровьев – Абдулов мне безумно понравился у Бортко. В каких-то вещах попадание очень серьезное.
– Ну вот это частями, а «Собачье сердце» воспринимается как-то полностью…
– Пойман дух какой-то этой книги, немножко высмеивающей всю действительность. А в «Мастере и Маргарите», которая снята, там серьезно. Все-таки не надо забывать, что здесь везде смех сквозь слезы. Вообще, в «Мастере и Маргарите» для меня серьезные части только библейские, все остальное – это сатира.
– И, наверное, «Собачье сердце», как вы говорите, ближе к спектаклю – и сам фильм такой же, театральный, мне во всяком случае так кажется.
– Его, видимо, легче было сделать, потому что он все-таки более камерный и актерские работы фантастические. А в «Мастере и Маргарите», помимо актерских работ, еще и большая индустрия машинерии, спецэффекты должны быть, только один полет как должен быть снят.
И потом еще один момент: в мире, где уже снята «Игра престолов», посмотришь на того кота и просто начинаешь плакать...