Любой поклонник авангарда хорошо знает, что небольшой провинциальный белорусский город Витебск в революционные годы был сосредоточением культурной жизни. Здесь кипела работа выдающихся авангардистов, которую возглавлял Марк Шагал.
Шагал родился в простой еврейской семье (отец приказчик, мать занималась домашним хозяйством). И если бы не его талант к живописи, так бы он и остался никому неизвестным Мовшей Хацкелевичем.
В 20 лет Шагал переехал в Петербург, отец заявил, что денег ему не даст, поэтому пусть рассчитывает только на себя. Столица приняла витебского таланта с распростертыми объятиями: его взяли сразу на третий курс без экзаменов в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Ее в тот момент возглавлял Николай Рерих. Затем продолжил учебу у Льва Бакста.
В 1911 году Шагал получает стипендию и отправляется учиться живописи в Париж и покорять культурную и богемную столицу Европы. Перед этим художник заглядывает в Витебск, где его знакомят со скромной Беллой Розенфельд. Эта встреча становится судьбоносной: с этих пор Белла - любовь всей жизни Шагала и его главная муза.
В Париже Шагал ищет себя и свой стиль. Он начинает представляться не Моисеем, а Марком; иногда рисует, раздевшись догола. Активно творит, пробует себя в модном стиле - кубизм, выставляет свои полотна на французских и немецких выставках.
«Среди русской молодёжи внимание останавливают на себе работы Шагала. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна», - вспоминает критик Тугендхольд, живший в тот момент во Франции.
В 1914 году художник ненадолго возвращается в родной Витебск, чтобы повидаться с семьей и наконец-то жениться на любимой Белле. Но начинается Первая Мировая война, обратно в Европу Шагала уже не выпускают.
Но в Витебске художник не задерживается, перебирается в Петроград, но через два года - в разгар революционных событий - снова возвращается домой. В своих мемуарах Шагал называет «революцию» лучшим, что было в его жизни.
В Витебске его - пролетарского и революционного художника - назначают на пост уполномоченного комиссара по делам искусств. В его ведении целая область! Но заниматься лишь околополитической деятельностью 30-летнему Шагалу было не с руки. 28 января 1919 года он открывает в Витебске Первое высшее художественное училище - все по канонам революции. Здесь могли учиться все желающие.
В душе Шагал надеялся превратить Витебск в маленький Париж (он и Париж называл вторым Витебском), где творили бы гениальные художники. Он приглашает в качестве преподавателей художников из Москвы и Петрограда, отбирает учеников. В области открывается целая сеть художественных школ-студий, закладывается система художественного образования.
В конце октября в Витебск по приглашению одного из преподавателей Эля Лисицкого наведывается легендарный и всем известный Казимир Малевич. Он уже выставил на всеобщее обозрение свою скандальную работу «Черный квадрат» и снискал себе славу.
«Вся школа собралась внизу, в холле здания, где всегда происходили общие собрания. Из холла на второй этаж дома вела открытая одномаршевая лестница. Шагал объявил о прибытии в школу нового преподавателя — и после этого выступления на верхней площадке появился круглоголовый крепкий человек и медленно стал сходить по ступеням, делая широкие размашистые движения руками. Спустившись вниз, он взошел на подиум-сцену и, не говоря ни слова, продолжал делать нечто вроде гимнастических упражнений; плотная коренастая фигура делала его похожим на борца или атлета. Эффект был оглушительный», - вспоминает искусствовед Александра Шатских.
С этого момента начинается негласное противостояние двух мастеров. Малевич решает переиначить дело Шагала на свой лад - всю систему преподавания в училище. Довольно скоро он обрастает последователями (как среди учеников, так и преподавателей), которые теперь называют студию - «супрематический академией».
Малевич создает группу «УНОВИС» (Утвердители нового искусства), ее цель - создание чистого живописного образа (концепция супрематизма). Ее участники собираются на философские дискуссии, оформляют город, работают над дизайном городских фасадов и продовольственных карточек, расписывают трамваи, создают свой манифест, выпускают альманахи.
Малевич становится центром всей жизни училища. Шагал отодвигается на второй план. Малевич пропагандисте собственный метод творчества, предстает как единственный теоретик и исследователь современного искусства. Разумеется, основное продвигаемое направление - это супрематизм. И если Шагал учил учащихся рисованию и живописи, но Малевич предпочитал готовить будущих художников исключительно теоретически.
В итоге Шагал бросает свое детище и уезжает в Москву. В своих мемуарах он никогда не упоминает фамилии Малевича. Даже говоря о жизни училища, он опускает историю появления "злого гения супрематизма".
А Малевич еще пару лет работает в Витебске, создает ряд художественных мастерских, эдакие подразделения-филиалы УНОВИС в разных городах. Но в конце 1921 года он уезжает из города - растет недовольство среди учащихся и в городе в целом, финансовое положение преподавателей аховое.
Но после отъезда Малевича училище не закрылось. Оно просуществовало фактически до 1939 года. Сейчас в его здании находится Витебская детская художественная школа №1.