В 1749 году группа "инвесторов" Лояльной земельной компании получила от колониального правительства Вирджинии право на освоение 800 тыс.акров земель к западу от Апалачского хребта у виртуальной границы с колонией Каролина на территории будущего штата Кентукки. Точных карт этого места не существовало, поэтому владельцы компании организовали небольшую экспедицию во главе с одним из основателей компании, доктором Томасом Уокером.
Уокер вел дневник на протяжении всей экспедиции. Начал он его с 6 марта 1750 года, когда переступил порог родного дома, и закончил 13 июля т.г., когда вернулся обратно. Приводить весь текст дневника полностью не имеет смысла (см. ссылку внизу статьи), расскажу лишь о трудностях и лишениях, которые претерпели эти "охотники за землей".
Транспорт, местность
Помимо Уокера в экспедиции участвовали пять человек - Эмброуз Пауэлл, Уильям Томлинсон, Колби Чью, Генри Лоулесс и Джон Хьюсом. У каждого было по верховой лошади, провизию и снаряжение перевозили на 2 вьючных лошадях.
Маршрут пролегал по дикой и не освоенной местности. Однако, часть пути была проделана по индейским и бизоньим тропам. Так как исследователи путешествовали верхом, то участки леса, заваленного ветровалом, приходилось обходить или двигаться через них очень медленно и аккуратно. Не было понятия хорошая или плохая дорога. говорили - хороший или плохой лес.
Особо глубокие реки приходилось пересекать вплавь на подручных средствах - плотах и каноэ. Причем каноэ делались прямо у переправ. В двух случаях изготовление каноэ заняло 2 дня. Скорее всего это был не полноценный челнок из древесной коры и деревянной рамы, способный выдержать нескольких человек, а некое его подобие, чтобы перевезти груз, не замочив.
На обратном пути через Аппалачи попался такой трудный участок, что в склоне пришлось вырубать томагавками ступеньки для людей и лошадей.
В течение похода путники 3 раза были вынуждены делать себе новые мокасины. Не имея запаса заранее подготовленного материала для ремонта и изготовления "индейских туфель", они делали остановку, чтобы произвести весь технологический процесс превращения свежей шкуры в кожу, пригодную для пошива обуви.
Например, обработка большой шкуры вапити ( подвид благородного оленя) заняла 4 дня с 10 по 14 мая.
14 мая. Когда шкура нашего вапити была подготовлена, оказалось, что мы потеряли все наши шила. Я сделал одно из старого рыболовного крючка, а другие из двух гвоздей для подковы, и с помощью них мы сшили нашу обувь и мокасины.
Погода
Несмотря на начало весны, в апреле путешественники несколько раз попадали под сильный снегопад. Были и грозы с градом, но только в горах. Судя по описанию погоды было скорее сухо, чем дождливо. Однако, несколько раз путники останавливались на целый день,чтобы обождать непогоду или просушить вещи.
Единственный раз, когда стихия реально угрожала путникам, был 6 июня, гроза с сильным ветром повалила палатку и вокруг путешественников стали падать деревья, но все обошлось без жертв и особых потерь. кроме одного инцидента. 11 июня, после сильного дождя при переправе через бурный поток были потеряны 1 томагавк и 1 ружье.
Травмы
Редкое путешествие в "глушь" и "пустыню" североамериканских лесов обходилось без травм различной степени тяжести. Не была исключением и эта экспедиция.
7 апреля наши собаки окружили жирного медведя. Прежде чем мы успели подойти и застрелить зверя, медведь ранил мою собаку, так что она не могла продолжить путь. и мы везли ее на лошади, пока она не поправилась.
26 мая наши собаки подняли большого вапити, за которым мы гнались до ручья. Во время погони вапити убил пса Эмброуза Пауэлла, и мы назвали этот водный поток Ручьем Тамблерз, так как собака носила эту кличку.
16 апреля "медведь укусил за колено Амброуза Пауэлла". Обстоятельства случая и тяжесть нанесенного "укуса" не уточняются, однако, как минимум до 6 мая это колено еще было больным, ибо в эту дату "Амброуз Пауэлл имел несчастье вывихнуть здоровое колено".
22 апреля одна из лошадей повредила ногу и не могла ходить. Это обстоятельство вынудило оставить троих спутников на временной стоянке, в то время как трое других (Уокер,Чью и Пауэлл) предприняли несколько походов вглубь местности, периодически навещая своих товарищей в лагере.
28 апреля. Хромая лошадь все еще не выздоровела, когда еще одну укусила в нос змея. Уокер с успехом применил следующее средство, сначала натер место укуса медвежьим жиром, и через некоторое время наложил компресс из смеси все того же жира и отвара из корня гремучей змеи (Prenanthes).
В этот день же день Колби Чью и его лошадь упали с обрывистого берега ручья. Уокер пустил больному кровь и дал эфирные капли (Volatile drops), и "вскоре он поправился".
До конца путешествия змеи кусали лошадей еще два раза, и каждый раз Уокер с успехом лечил эти укусы. Причем в последнем случае у него не оказалось медвежьего жира и он натер место укуса жирным куском мяса, как ни странно лошадь выздоровела.
Охота
В основном путники не страдали от отсутствия дичи, однако, было несколько типов местности, где была "плохая охота" и "почти нет оленей" и т.д. Это были участки "плохого леса" и высокогорье. В некоторых случаях охотники скорее забавлялись, чем добывали пропитание.
Например, 30 марта было поймано 2 молодых бизона, одного убили на мясо, а второго "порезали, пометили и прогнали", а 1 июня путники обнаружили волчье логово и поймали 4 щенков,что с ними стало не уточняется, но думаю ничего хорошего.
В конце дневника Уокер подсчитал сколько всего они добыли за время экспедиции:
За время путешествия мы убили 13 бизонов, 8 вапити, 53 медведя, 20 оленей, 4 диких гусей и около 150 индюков, не считая мелкой дичи. Если бы мы хотели, мы могли бы убить в три раза больше.
Индейцы
За все время путешествия участники экспедиции ни разу не встретили индейцев, но неоднократно натыкались на следы их прибывания, пустые хижины, частоколы, места стоянок с горами костей и бытовым мусором и т.д. Связано это с тем, что Кентукки в то время было охотничьим угодьем индейцев, проживающих в долине Огайо, в частности шауни.
Здесь они охотились в зимние месяцы, а весной возвращались в свои деревни на Огайо, чтобы засеять поля кукурузой, тыквой и бобами. Так что время экспедиции было выбрано более чем удачно. Через 19 лет Даниэль Бун, национальный герой Америки, лишится в этих местах всех добытых шкур, когда шауни застукают его в своих охотничьих угодьях.
Выход к цивилизации
Хотя никто из людей не пострадал и не погиб, путешествие тяжело сказалось на путниках и животных. Лошади еле переставляли ноги от усталости, 1 июля закончился запас соли. 7-го июля они встретили первых белых людей, а 8 -го
Побрившись, переодевшись и сшив новую обувь, мы бросили свое бесполезное тряпье на стоянке и около полудня добрались до Уокера Джонстона, а потом и до Роберта Армстронга и пробыли там всю ночь. Люди здесь очень гостеприимны и могли бы еще лучше принять путешественников, если бы мимопроходящие индейские воины не наносили им ущерб, беря без спроса все что им нужно.