Найти в Дзене
Одно время

Симфонизм средствами рок-музыки: Yes – Relayer, 1974

Альбом менее претенциозный, нежели предыдущий Tales From Topographic Ocean и более осмысленный в плане четкого и грамотного выражения музыкальных идей.

Если в Tales группа растеклась мыслию по древу, превратив свои вещи в вязкие и полуабстрактные звуки, то здесь, как бы совершив некую «работу над ошибками», сделала то же самое более четко, кратко, ёмко и содержательно. Более того, они уместили свой «симфонизм» всего лишь в одну сторону пластинки, которая, по-моему, одна стоит четырех сторон «Историй».

Рик Уэйкман ушел, его место занял Патрик Морац. Он внес в музыку много новых звуков клавишных инструментов. По крайней мере, здесь нет синтезаторных пищалок, которые так любил Рик.

Идея Gates of Delirium - это, конечно, симфонизм средствами рок-музыки. И ребята, по-моему, блестяще с задачей справились, не привлекая оркестр. Оркестры сгубили немало рок-альбомов и очень мало украсили. Видимо, Андерсон и компания имели в виду и это тоже.

В целом это нагромождение ритмов, абстрактных мелодических кусочков, грохота и гармоничного пения в рваной и противоречивой структуре первой композиции целиком отвечают ее теме – теме войны. Тема, надо сказать, отлично подходит для эпической рок-композиции. Изображая войну, можно с удовольствием грохотать барабанами, жужжать гитарами и визжать синтезаторами. Только Yes это сделали красиво, с богатейшей фантазией, выдумкой, чувством меры и стиля.

Впрочем, им удалось блестяще изобразить не только войну, но и мир – в финале композиции – Soon. Неимоверной красоты мелодия – редкость для британского арт-рока. Но здесь она есть. Хоу потрясающе играет на стил-гитаре. Надо сказать, что вся Gates of Delirium снова выполнена без единого соло на каком-либо инструменте. Либо второй вариант – здесь солируют все музыканты одновременно. Это высший класс.

Вторую сторону Relayer я не очень люблю. В Sound Chaser они играют в супермодерновый джаз-рок фьюжн и даже поют об этом. Ну да, наворочено. Ну да, быстро. Ну да, круто. Ну и что? Самое ценное в этой вещи – мелодия вокала. По «йесовской» традиции Андерсон в третьем куплете изменяет мелодию, делая ее вариацией на основную мелодию. Остальное слушается как саундчек, когда музыканты разогревают мышцы и пальцы. Сильно отдает какой-то бездуховностью.

To Be Over хороша, здесь красивая мелодика, но под конец она надоедает.

Таким образом, мы имеем мощную и модерновую первую часть альбома и слабоватую, но тоже модерновую вторую. Итого четыре без минуса – за Soon (Оллмьюзик поставил «трояк»).

Бонус на посошок

Сегодня песня, которую можно назвать дебютом музпроекта "Отцепленный вагон". "Сумасшедшие собаки в раю" - это более чем бодрый и динамичный хард-рок, написанный 25 лет назад - в 1995 году. Слушаем этот боевик!