На заброшенном маяке, на эссекском побережье, в устье реки Элдер, в 1930 году поселяется 27-летний Филип Рейэдер, горбун с высохшей рукой. Он художник, рисующий пейзажи и наблюдающий за повадками диких гусей.
Через некоторое время Филип знакомится с Фритой, девочкой из соседнего рыбачьего посёлка. Она приносит ему раненую белую гусыню, занесенную штормом, скорее всего, из самой Канады, поскольку гуси этой породы водятся только там.
Между ними троими завязывается дружба - гусыня, улетая весной на север вместе с другими гусями, осенью вновь возвращается на маяк, куда приходит и Фрита. Через некоторое время Филип, что не удивительно, влюбляется в подросшую Фриту, а гусыня отказывается улетать на сквер, и остаётся на маяке. Фрита же, не разделяющая чувств горбуна, оставляет их вдвоём...
Между тем, начинается Вторая Мировая Война, и Филип Рейэдер отправляется через Ла-Манш, чтобы принять участие в эвакуации англичан, попавших в окружение на французском побережье в районе Дюнкерка. Гусыня следует за ним.
Кончается всё, предсказуемо, плохо: Филип Рейэдер погибает, успев спасти сотни солдат, маяк уничтожен случайной бомбой, а гусыня улетает навсегда. Фрита успевает сохранить одну из картин Рейэдера, на которой он по памяти изобразил первую встречу с ней, когда она пришла к нему с раненой гусыней в руках.
Эта душещипательная история, написанная в 1940 году американским писателем Полом Гэллико, вдохновила Эндрю Латимера и Питера Барденса на создание в 1975 году концептуального альбома, так сказать, "по мотивам". Поскольку им, естественно понадобился текст (а задумка явно тянула на этакую рок-оперу), они обратились к автору книги, с просьбой написать либретто.
Ответ престарелого писателя их, мягко говоря, удивил: он, почему-то, решил, что группа Camel рекламирует одноимённые сигареты, и, с возмущением, отказался! Более того, Гэллико обратился в суд с целью запрета использования названия рассказа как название альбома. Поскольку рассказ назывался "The Snow Goose: A Story of Dunkirk", а альбом Camel назвали просто, "The Snow Goose", то его иск, вероятно, не удовлетворили.
Латимер с Барденсом, тем не менее, оказались в весьма затруднительном положении: как можно рассказать эту историю только посредством инструментальной музыки, да ещё людям, которые сам рассказ, вероятно, не читали? Я думаю, в результате у них получился свой, совершенно самостоятельный "Снежный гусь", имеющий мало общего с прототипом Пола Гэллико.
Музыка для ''The Snow Goose'' была написана, в основном, в течение двух недель в коттедже, расположенном в английском Девоне. Запись началась в январе 1975 года на студии Island Studios в Лондоне с продюсером Дэвидом Хичкоком и звукорежиссёром Реттом Дэвисом. Более поздние наложения были записаны в студии Decca Studios под руководством Джона Бернса. В записи принимал участие Лондонский симфонический оркестр, а аранжировками занимался Дэвид Бедфорд.
Альбом был выпущен в апреле 1975 года, в конечном итоге достигнув 22-го места в британском альбомном чарте, где он провел 13 недель и был сертифицирован серебряным. В США ''The Snow Goose'' был выпущен в июле, и достиг 162-го места. В 2014 году альбом был признан № 31 в топ-100 прог-роковых альбомов всех времен читателями журнала Prog magazine.
Эндрю Латимер - гитара, флейта, вокал (вокализ).
Питер Барденс - клавишные.
Дуг Фергюсон - бас-гитара.
Энди Уорд - ударные, перкуссия.
Вопреки обыкновению, я не буду делать разбор альбома по трекам, поскольку это единое произведение, которое надо слушать целиком, от начала до конца. Однако, есть примерное соответствие треков альбома и сюжета рассказа, которым можно воспользоваться для лучшего понимания музыки:
1. The Great Marsh (2:02). Ночь на болотах, как раз перед восходом солнца.
2. Rhayader (3:01). Рейэдер - горбун. Он живёт в старом маяке на Эссекских болотах и заботится о диких и раненых птицах.
3. Rhayader Goes To Town (5:20). Рейэдер приходит в город. Жители смотрят на него настороженно из-за его внешности, хотя и с внутренней симпатией к его благородной душе.
4. Sanctuary (1:05). Девочка Фрита находит на Эссексом побережье истощенного, раненого и снесенного с курса морским штормом гуся. Она берет его и несет к Рейэдеру, поскольку слышала, что он заботится о птицах.
5. Fritha (1:19). Когда она встречает Рейэдера, она пугается его внешнего вида, но её дело пересиливает её страх. Она отдает Рейэдеру Гуся.
6. The Snow Goose (3:12)
7. Friendship (1:44). По мере своего выздоровления Снежный Гусь часто навещает Фриту. У трех друзей растет привязанность друг к другу.
8. Migration (2:01). Выздоровевший Снежный Гусь улетает.
9. Rhayader Alone (1:50). С отлетом Гуся Фрита больше не приходит к Рейэдеру, и тот, как и прежде, остается наедине с болотами.
10. Flight Of The Snow Goose (2:40). Однажды высоко в небе появляется знакомая фигура белой птицы. Рейэдер в радости посылает за Фритой.
11. Preparation (3:58). Рейэдер готовится отплывать с небольшим количеством других лодок на помощь раненым солдатам в Дюнкерке.
12. Dunkirk (5:19). Рейэдер отплывает. Снежный Гусь оставляет Фриту и летит за ним.
13. Epitaph (2:07). Рейэдер спасает множество раненых, пока его не убивают. Снежный Гусь был замечен кружащимся вокруг маленькой лодки, идущей вниз по течению.
14. Fritha Alone (1:40)
15. La Princesse Perdue (4:44). Фрита понимает, что Рейэдера уже нет, но все ещё стоит в поисках Снежного Гуся.
16. The Great Marsh (1:20)
''The Snow Goose'' - по-настоящему великий альбом, и, как это часто бывает, некоторым неискушённым слушателям может показаться "скучным". Однако, если вы его полюбили, то это на всю жизнь.
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Camel вы можете прочитать у меня здесь:
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.