Создание Нового флота США предусматривало и наличие достаточного количества небольших кораблей, для несения службы стационерами и усмирения, при необходимости, туземцев в отдаленных регионах. Ведь вся Америка была уже объявлена исключительной зоной интересов США, а Гавайи, Филиппины, Дальний Восток в целом, очень интересовали агрессивный американский капитал.
Конструкцию таких кораблей американцы подсмотрели у старших товарищей, в Британии. Образцом стала серия торпедных крейсеров типа "Арчер". Концепция была простой-небольшой корабль с хорошей мореходностью и дальностью плавания, с мощной батареей артиллерии на борту.
Фактически это те же крейсера 3-го класса, найдите 10 отличий. Только для небольшой страны подобный корабль ради престижа гордо именовался крейсером ( Уругвай, Румыния, Болгария, Китай, Мексика и т.д.), а в американском флоте-канонерской лодкой. Хотя на заре американского Нового флота тот же "Петрел" числился крейсером. А в 20-м веке уже канонеркой.
Кроме "Петрела" в первую партию американских канонерок попали три канлодки типа "Йорктаун". Имена они получили в честь мест победы американского оружия в войне за независимость-"Йорктаун", "Конкорд" и"Беннингтон".
USS Йорктаун (Gunboat No. 1 / PG-1)-второй этого имени в американском флоте. названный в честь битвы за Йорктаун.
Конкорд (Gunboat № 3 / PG-3) второй этого имени в американском флоте, названный в честь города Конкорд, штат Массачусетс, места битвы при Конкорде.
USS Беннингтон (Gunboat № 4 / PG-4) первый этого имени корабль ВМС США, названный в честь города Беннингтон, штат Вермонт, места битвы при Беннингтоне.
Конструкцию корпуса разрабатывало Бюро строительства и ремонта ВМФ, а силовую установку- Cramp(остальные ее копировали).
Головной "Йорктаун" заказали в 1886 финансовом году, остальные два-в 1888. Контракт первого достался William Cramp & Sons в Филадельфии , закладка состоялась в мае 1887 года. Остальные два корабля обязалась построить NF Palmer & Co.("Беннингтон"-контракт ноября 1887 года), причем корпуса для них как субподрядчик делала уже знакомая нам Delaware River Iron Shipbuilding & Engine Works.
"Конкорд" и "Беннингтон" были заложены в мае(марте) и июне 1888 года соответственно.
" Йорктаун" был спущен на воду в апреле 1888 года на несколько минут раньше динамитного крейсера "Везувий" в торжественной обстановке. Крестной матерью корабля стала Мэри Кэмерон, дочь пенсильванского сенатора Дона Кэмерона. На церемонии присутствовали 180 конгрессменов, губернаторы шести штатов и министр флота Уильям Коллинз Уитни . К 19 марта 1889 года "Крэмп" закончил постройку канонерки.
8 марта 1890 года на воду сошел "Конкорд"(крестная мать- Минни Дарлингтона Коутс, дочь майора Джозефа Р. Т. Коутс, мэра города Честер), а в июне "Беннингтон", который крестила Энн Эштон, дочь контр - адмирал Ральфа Эштона , главного инженера флота США. При спуске на воду "Конкорда" присутствовал также знаменитый скульптор Дэниел Честер Френч , наиболее известный монументальной статуе Авраама Линкольна (1920) в Мемориале Линкольна, Вашингтон, округ Колумбия, так хорошо обыгранной в фильме "Планета обезьян".
Стоимость постройки "Беннингтон" 490 000 долларов США.
Всего построено три: «Беннингтон», «Конкорд» и «Йорктаун».
«Конкорд» Concord (PG-3) NF Palmer & Co., корпус- Delaware River Iron Shipbuilding & Engine Works. Заводской номер 249. Заказан 1888 финансовый год. Заложен Май 1888. Спущен на воду 8 марта 1890 г. Введен в эксплуатацию 14 февраля 1891 г. Списан 4 ноября 1909 г. Служил как казарма Вашингтонского военно-морского ополчения с 1910 г. С 1914 г. в качестве карантинного корабля для Службы общественного здравоохранения. Списан 1929 г. Продан 28 июня 1929 г.
"Беннингтон" USS Bennington (PG-4) NF Palmer & Co., корпус-Delaware River Iron Shipbuilding & Engine Works. Заводской номер 250. Заказан 15 ноября 1887 г. Заложен Июнь 1888. Спущен на воду 3 июня 1890 г. Введен в эксплуатацию 20 июня 1891 г. Списан 31 октября 1905 г. Исключен из списка 10 сентября 1910 г. Затоплен у острова Оаху , 1924 г.
«Йорктаун» USS Yorktown ( PG-1) William Cramp & Sons, Филадельфия . Заложен в мае 1887 года . Спущен на воду в апреле 1888 года. Ввод в эксплуатацию в апреле 1889 года. Исключен в 1921.
Водоизмещение 1710 длинных тонн (1740 т), 1910 длинных тонн (1940 т) (при полной загрузке). Длина 74,50/70/69 м. Ширина 11 м. Осадка 4,3 -5,1м.
Двигатели-2 × горизонтальных паровых машины тройного расширения , 3 400(3392) л.с., 2 × винта. 4 × железнодорожных котла. Парусное вооружение трехмачтовой шхуны с общей площадью парусов 590 м 2. Скорость 16,1 узлов, максимальная 17,5. Запас угля 370 тонн. Дальность 3 443-4262 морских миль при скорости 10 узлов . Экипаж 191-197 офицеров и матросов.
Броня- палуба 9,5 мм, боевая рубка 51 мм
Вооружение- 6 × 6 дюймовых (152 мм) / 30 калибра орудия Mark 3, 2 × 6-фунтовых (57 мм) пушки (4 на "Беннингтоне" ), 2 × 3-фунтовые (47 мм ) пушки (ни одной на "Беннингтоне" ), 2 × однофунтовые (37 мм) пушки (4 на "Беннингтоне" ), 2 × пулемета или картечницы Гатлинга
В первую мировую войну часть орудий снята, остальные заменены на 127 мм скорострельные(до 6 штук).
Стальной корпус канонерок имел осадку порядка 4 метров, что позволяло оперировать на мелководье. Вдоль ватерлинии шла бронированная водонепроницаемая палуба, загибавшаяся вдоль бортов на 91 см ниже ватерлинии. Толщина палубы 9,5 мм. Под бронепалубой корпус водонепроницаемые переборки делили на 12 отсеков. Помещения над бронепалубой обеспечивались водонепроницаемыми дверями, закрывающимися во время боя.
Между полубаком и полуютом размещалась открытая батарейная палуба. Боевая рубка на полубаке имела овальную форму, чтобы не мешать артиллерийскому огню. Штурвал снабжался паровым приводом, рубка машинным телеграфом и голосовыми трубами для подачи команд. Бронировалась рубка 51 мм листами стали.
Силовая установка мощностью 3400 л.с. включала в себя две паровые машины тройного расширения, работающие на два винта и четыре локомотивных паровых котла. Проектная скорость канонерской лодки 16 узлов, максимальный результат на испытаниях 17,5.
Угольные ямы вмещали 400 длинных тонн (410 т) угля.На 16 узлах корабль мог преодолеть 2800 морских миль за 6,5 дней, на экономичной скорости 8 узлов это было уже 12 000 морских миль за 62 дня.
Кроме машин канонерки на трех мачтах несли парусное вооружение шхуны с площадью парусов 590 кв. метров.
По планам проектировщиков, комбинируя машины и паруса, канонерки могли находиться в море месяцами.
Основное вооружение кораблей- шесть 152 мм /30 орудий Mark 3 весом по 5 тонн каждая. По паре орудий стояло на баке, корме и миделе. Орудия на батарейной палубе были выше ватерлинии на 3 метра, а в оконечностях-на 5,5. 48 кг снаряды при заряде в 8,5 кг, с начальной скоростью 590 м/с при возвышении 30,2 ° могли поражать цели на дальности 16 000 метров. Каждое орудие было защищено стальным щитом 76 мм.
Кроме этого канонерки несли малокалиберную скорострельную артиллерию, состав которой различался. У "Йорктауна" и "Конкорда" это были две 6-фунтовых 57 мм, две 3-фунтовых 47 мм и две 1-фунтовых 37 мм пушки; "Беннингтон" был вооружен четырьмя 6-фунтовыми и четырьмя однофунтовыми орудиями. Вся малокалиберная артиллерия-системы Гочкисс. По данным Бюро артиллерии 1902 года, бронебойный снаряд 6-фунтовой пушки пробивал 51 мм брони на расстоянии 910 м.
Канонерки были в строю с 1889 по 1919 год. Основная служба прошла на Тихом океане, у западного побережья обеих Америк, Гавайских островов. Канонерские лодки типа "Йорктаун" участвовали во всех войнах США вплоть до Первой мировой войны.
USS Concord (PG-3) начал службу у берегов Новой Англии. С ноября 1891 года отправлен в странствия, от Нью-Йорка добрался до Вест-Индии и Южной Америки, вернувшись, прошел вверх по Миссисипи до Каира(это Иллинойс). До конца 1892 года еще раз успел сходить в Вест-Индию, а весной 1893 года уже участвовал в Колумбовских торжествах в Нью-Йорке и Норфолке. В июне 1893 года канонерку отправили на Дальний Восток. По пути "Конкорд" посетил Азорские острова, Гибралтар, Мальту, Порт-Саид, Бангкок и Сайгон . 30 октября он был уже в Гонконге, где вошел в состав Азиатской эскадры.
Одна из командировок была к Алеутским островам. По договоренности с Великобританией, "Конкорд" получил широкие полномочия для борьбы с браконьерами, уничтожающими лежбища морских котиков. Попутно экипаж занимался гидрографическими исследованиями и изучением морских котиков.
После возвращения на Азиатскую станцию в сентябре 1894 года, канонерка 3 мая 1896 года была отправлена в Сан-Франциско на ремонт. К началу войны с Испанией канонерка уже вернулась в Гонконг и вошла в эскадру Джорджа Дьюи, в составе которой приняла участие в победном сражении при Кавите 1 мая 1898 года.
С августа 1898 года "Конкорд" вернулся к службе в Гонконге, но в декабре был вызван на Филиппины, эстафета борьбы с повстанцами перешла к американцам. Корабль патрулировал побережье, обстреливал объекты восставших, уничтожал их судоходство, оказывая помощь сухопутным войскам. Здесь он нес службу до июня 1901 года, когда был отправлен в Сан-Франциско.
Здесь его зоной ответственности стало побережье от Панамы до Аляски. Осенью 1905 года канонерку снова задействовали на Филиппинах, а в марте 1906 года отправили в Китай. Здесь он пробыл до 1908 года, патрулируя Янцзы и исполняя обязанности стационера в Шанхае и Кантоне.
4 ноября 1909 года его окончательно вывели из эксплуатации и сделали плавказармой для Военно-морской милиции штата Вашингтон в Сиэтле. С 15 июня 1914 года корабль передали Службе общественного здравоохранения Министерства финансов под карантинную баржу в Астории, штат Орегон. Флот вернул корабль в свое распоряжение 19 марта 1929 года и продал его на слом 28 июня 1929 года.
За боевую службу канонерская лодка заслужила 4 медали(Медаль Дьюи , Военно-морская экспедиционная медаль, Медаль испанской кампании , медаль Филиппинской кампании ).
USS Yorktown (PG-1), вступив в строй в апреле 1889 года, был зачислен в Белую эскадру Нового флота. Первыми заданиями канонерки были внешнеполитические. Путешествие в Европу превратилось в круиз по портам Средиземноморья. После возвращения и небольшого ремонта транспортировал останки великого изобретателя Джона Эриссона на родину, в Швецию. Джон Эриссон-создатель знаменитого "Монитора".
1891 год Белая эскадра посвятила усиленным маневрам. 8 октября 1891 года канонерку отправили на Тихий океан. Но в пути пришло новое распоряжение.
Дело в том, что в 80-х годах Соединенные Штаты оказались на море под угрозой с двух сторон, причем на собственном, со времен доктрины Монро, дворе. На Атлантике росла и развивалась бразильская Армада Дона Педро II, а на Тихом океане главенствовал чилийский флот, благодаря которому чилийцы не очень вежливо подвинули янки во время 2-й Тихоокеанской войны, потом надругались над авторитетом Штатов в Панамском кризисе 1885 года и, наконец, нагло увели свой пароход с оружием из Сан-Диего в 1891.
Вообще, при таких вводных, весьма неслучайным смотрится падение Бразильской империи с последующим флотским мятежом и гражданская война в Чили, хоть и поднявшая авторитет флота, но изрядно истощившая страну.
Это к тому, что Чили в этот период, геополитический соперник американцев в регионе, причем с реально боеспособным современным флотом. Политические отношения с победившими сторонниками Конгресса были весьма натянутыми.
В это время Вальпараисо, всего через несколько месяцев после инцидента с пароходом "Итата", посетил американский крейсер "Балтимор". С дружественным визитом. Настолько дружественным, что в сошедшей на берег группе американских моряков нашелся один альтернативно развитый гражданин, который демонстративно плюнул на портрет Артуро Прата (см. статью о чилийском флоте).
У находившегося рядом бара"True Blue Saloon"(гусары, молчать!) состоялось побоище с возмущенными местными( а Вальпараисо-это главная база чилийского флота). Двоих американцев просто убили, семнадцать или восемнадцать получили ранения. 36 были арестованы местными властями.
А "Йорктаун" участвовал в операции по эвакуации "Балтимора" из Вальпараисо. Он прошел через Магелланов пролив до Вальпараисо и "вызволил" крейсер. Дело было непростым. Вместо "Балтимора" дежурить в Вальпараисо остался "Йорктаун". Один раз чилийцы закидали канонерку камнями, а в другой чилийские миноносцы демонстративно атаковали американцев, отвернув в последний момент. Но дипломатия и здравый смысл победили.
Через месяц в Вальпараисо "Йорктаун" принял беженцев из американских, испанских и итальянских миссий в середине января 1892 года. 25-го января он доставил их в Кальяо (Перу).
Первые официальные американские протесты чилийцы по привычке отклонили. Но наступали времена Нового флота и после угрожающего обращения президента Харрисона к американскому Конгрессу , чилийцы принесли извинения и 75 000 долларов золотом. Американская гегемония в регионе была восстановлена.
Затем корабль вместе с британцами патрулировал лежбища морских котиков возле Аляски . В этих местах свирепствовали канадские и американские(иногда под британским флагом) браконьеры. Промыслом занималось около 110 больших и малых шхун, «вооруженных» двуствольными дробовиками ( для тюленей) и винтовками Винчестера против людей. Браконьеры убивали всех котиков без разбора, «бойня в северной части Тихого океана была ужасной», как отметил командир "Йорктауна" Эванс.
В этом походе, кстати, был успешно испытан телескопический оптический прицел Фиске.
В 1898 году он вернулся в метрополию и был выведен в резерв. Испано-американскую войну он пропустил. Зато поучаствовал в войне с филиппинскими повстанцами 1899 и подавлении боксерского восстания в Китае в 1900 году.
На Филиппинах он перевозил войска и грузы, патрулировал побережье, пресекая контрабанду оружия повстанцам. Самой интересной операцией стала попытка вызволения испанского гарнизона, который 9 месяцев в осаде держали филиппинцы. Американцы попытались отвлечь осаждающих ложной высадкой, но посадили свою лодку на мель, были обстреляны, понесли потери убитыми и пленными.
Весной 1900 года "Йорктаун" сняли с патрулирования севера Филиппин и отправили к китайскому побережью. Началось подавление боксерского восстания Альянсом 8-ми держав. 3 апреля 1900 года лодка достигла района Таку и высадила десант. Кроме того морские пехотинцы с корабля участвовали во взятии Тяньцзиня в июне-июле. В июне 1900 года "Йорктаун" помог снять с рифа возле Таку броненосец "Орегон" . Корабль поддерживал войска интервентов до июня 1901 годав.
На борту "Йорктауна" секретарь флота Виктор Меткалф в мае 1907 года в Сан-Франциско встречал прибытие Великого Белого флота. Следующие 5 лет канонерка патрулировала берега Аляски и посещала Латинскую Америку.
Во время восстания Эстрады в Никарагуа в 1909 году, "Йорктаун" доставил 155 морпехов в никарагуанский порт Коринто, вместе с 280 морпехами с крейсера "Олбани" они занимались там защитой американских граждан и собственности.
В 1913 году ситуация потребовала визита к берегам Мексики , Никарагуа и Гондураса. 18 июля 1917 года "Йорктаун" спас последних оставшихся в живых членов заброшенного поселения по добыче гуано на острове Клиппертон. Из примерно 100 человек населения в 1915 году выжили только четыре женщины и семь детей.
Во время первой мировой "Йорктаун"продолжал патрулирование, а в апреле 1918 года перешел на восточное побережье, где тоже занимался патрулированием и сопровождением местных конвоев. 2 января 1919 года корабль совершил последний поход в Калифорнию.
12 июня 1919 года корабль был списан. 17 июня 1920 года старой канонерской лодке был присвоен бортовой номер PG-1. 30 сентября 1921 года продан фирме Union Hide Company из Окленда на слом и в том же году был разобран.
Самая трагичная судьба ожидала третий корабль серии, USS Bennington (PG-4). После вступления в строй в июне 1891 года он также вошел в состав Белой эскадры. Эскадра занималась отработкой на практике тактики, разработанной Военно-морским колледжем. Кроме того эскадра активно демонстрировала в зарубежных портах американский флаг и корабли Нового флота. Первым его походом стал круиз по Латинской Америке, в том числе в Бразилию.
С 1892 по 1894 было еще два похода в Средиземное море. Переведенный 5 мая 1892 года в Южно-Атлантическую эскадру "Беннингтон" из бразильского порта Байя отправился в Испанию и Италию, где начались празднования и парады в честь 400 летия открытия Колумбом Америки. После торжеств корабль 18 февраля 1893 года увел из Кадиса на буксире копию каравеллы Колумба "Пинта". Он довел ее до Кубы, где передал следующему американскому кораблю. 26 марта и сам "Беннингтон" пришвартовался в Хэмптон-ройдс.
Здесь он поучаствовал в Международном параде 1893 года в рамках Колумбовских мероприятий. В августе 1894 года канонерка снова в Европе, демонстрировала флаг в Лиссабоне, с последующим полугодовым круизом по Средиземноморью.
Затем канонерку назначили на Тихий океан. 18 февраля 1894 года она вышла из Гибралтарского пролива и направилась самым трудным и долгим путем- вокруг мыса Горн.
Более 4-х лет она прослужила на Тихом океане, патрулировала вдоль побережья Северной и Центральной Америки, а также у Гавайских островов. В январе 1895 года лодка прибыла на Гавайи, когда гавайцы пытались организовать заговор с целью восстановления власти законной королевы Лилиуокалани. Но контрпереворот провалился и канонерка 9 месяцев сторожила американские интересы.
Испано-американскую войну "Беннингтон" встретил на Гавайях, а летом отправился в Сан-Франциско, где и занимался патрулированием побережья до конца войны. В сентябре канонерку отправили на Филиппины, где она три месяца воевала с повстанцами.
В декабре 1898 года командир "Беннингтона" Эдвард Дэвид Тауссиг получил приказ захватить атолл Уэйк, на который также претендовала Германия. 17 января 1899 года он прибыл на остров, чтобы официально заявить права США. В час пополудни возле установленного флагштока были в два ряда выстроены моряки в белоснежной униформе. Тауссиг призвал всех засвидетельствовать, что остров не находится во владении. любой другой нации и объявил ее владением Соединенных Штатов.
Прапорщик Веттенгелл поднял звездно-полосатый флаг, "Беннингтон" выдал салют наций из 21 залпа.
С Уэйка "Беннингтон" отправился на Гуам. Тот еще 21 июня 1898 года был захвачен капитаном Глассом с крейсера "Чарлстон"(см. в статье про него). Уходя, Гласс оставил за власть единственного местного американца, Франсиско Мартинеса. Однако как только американский крейсер скрылся за горизонтом, власть на острове поменялась. Мартинеса отодвинули и борьбу начали два местных авторитета. Бывший проездом американский угольщик "Брутус" в лице его капитана , утвердил местной властью одного из них, Хосе Систо. Однако через полтора месяца на остров пришел "Беннингтон" и восстановил Советскую власть Pax Americana. Над Дворцом губернатора подняли американский флаг, канонерка снова выдала торжественные залпы и Гуам окончательно стал американским.
15 апреля 1899 года адмирал Джордж Дьюи телеграфировал в Департамент военно-морского флота в Вашингтоне:
« Уилинг прибыл шесть дней из Гуама. Там тишина и порядок. Наиболее дружелюбны к американцам. Коренное правительство, созданное Тауссигом, работает хорошо. Местные солдаты - прекрасные люди. USS Nanshan (AG-3, транспорт американского флота) на Гуаме».
После прибытия в Манилу "Беннингтон" более двух лет оказывал поддержку американской армии в американо-филиппинской войне, в основном патрулировал побережье и сопровождал грузы.
10 сентября 1899 года он обстреляла форт повстанцев недалеко от Легаспи на юго-восточном побережье Лусона. Два дня спустя он захватил и уничтожил повстанческое судно « Парао». С 7 по 9 ноября "Беннингтон" поддерживал высадку армии в Сан-Фабиане (на берегу залива Лингайен на северо-западе Лусона).
После двух лет филиппинской командировки корабль вернулся в Штаты и прошел полуторагодовой ремонт с модернизацией. Была добавлена рулевая рубка на мостике, сняты два носовых прожектора, демонтирована грот-мачта, улучшена вентиляция внутренних помещений.
С марта 1903 года "Беннингтон" снова занялся патрулированием западного побережья обеих Америк.
19 июля 1905 года он вернулся из двухмесячного похода на Гавайские острова в Сан-Диего.
Утром 21 июля 1905 года экипаж лодки готовился буксировать монитор "Вайоминг", загружал уголь в ямы. Большинство экипажа находилось внизу, приводя себя в порядок после бункеровки. Около 10-30 избыточное давление пара в одном из котлов привело к его взрыву. Пар пробился в жилые отсеки. Взрыв сорвал с места корабль, который начал крениться на правый борт. Благодаря быстрым действиям экипажа подошедшего буксира "Санта Фе" позволили избежать затопления, канонерку удалось посадить на мель.
Установленная причина аварии-сочетание неисправного паропровода, неправильно закрытого парового клапана и, как я понял, попаданием масла в воду для котлов. Вина экипажа установлена не была. Взрыв и раскаленный пар убили несколько человек сразу и смертельно обожгли десятки остальных. Общее количество погибших-66 человек, в т.ч. один офицер. 46 выживших были ранены. Это была одна из самых страшных катастроф ВМФ США в мирное время.
Одним из выживших и единственным, пережившим взрыв "Мэна" в Гаване в 1898 году и взрыв на "Беннингтоне" в одном лице, был Джон Генри Терпин, афроматрос, простите, афроамериканец. Потом он стал одним из первых афроамериканских главных старшин ВМС США.
Одиннадцать человек были награждены медалью Почета ( Medal of Honor) за «выдающийся героизм, проявленный во время взрыва».
Огромное количество жертв, число погибших превысило потери погибшими военно-морских сил США за всю испано-американскую войну, переполнило медицинские учреждения Сан-Диего, и многим пострадавшим от ожогов пришлось лечить во временных учреждениях, где за ними ухаживали добровольцы. Не справлялись с объемом работы и гробовщики в Сан Диего.
В память жертв на кладбище 7 января 1908 г. был установлен 60-футовый (18-метровый) гранитный обелиск.
Когда канонерку сняли с мели, повреждения оказались несовместимы с восстановлением. Ее списали 31 октября 1905 года, через пять лет, 10 сентября 1910 года, исключили из списков флота. 14 ноября 1910 года он был продан на металлолом. Однако вместо разбора с 1913 года стал баржей для перевозки мелассы (патока) транспортной компании "Мэтсон Лайн" в Гонолулу. В 1924 году его затопили у побережья острова Оаху.
В августе 1915 года два шестидюймовых орудия «Конкорда» были размещены в Военной части Вудленд-Парка, Сиэтл, Вашингтон. В газете "Сиэтл Таймс" от 15 августа говорилось: "Два шестидюймовых орудия с крейсера" Конкорд "Соединенных Штатов, принимавшего активное участие в битве при Маниле, вчера днем были доставлены в Сиэтл из Бремертона под руководством Соединенных испанских ветеранов войны, чтобы быть в ближайшем будущем в Вудленд-парке. Два орудия, когда они будут установлены, будут известны как Батарея Дьюи ". Эти орудия сегодня находятся в Мемориальном музее ветеранов в Чехалисе, Вашингтон .
Размытые границы между некоторыми канонерскими лодками и малыми крейсерами, всевозможными шлюпами и авизо, настойчиво требуют реформы классификации. Ведь все эти корабли и внешне похожи и по ТТХ однородны и для одних целей используются.
"Йорктауны" вели насыщенную жизнь крейсеров-стационеров, мотаясь по морям и океанам чуть не ежегодно с полукругосветкой.
Сами корабли производят очень благоприятное впечатление-и внешний вид на пять баллов, и мореходность прекрасная, скорость достойная, дальность очень удобная. А оружием нашпигованы по полной. Конечно не такие скорострельные, как хотелось, но никто не жаловался. С теми противниками, что достались- пиратские шхуны, испанские деревянные крейсера, браконьерские суденышки, вполне было достаточно. И по берегу было чем стрелять.
По весьма насыщенной истории кораблей (многие рутинные моменты я не упоминал) можно изучать историю американского империализма рубежа веков. Для активной дипломатии канонерок такие корабли - самые подходящие рабочие лошадки. И флаг постоять подемонстрировать, и десант высадить, и блокаду организовать, и браконьеров погонять. Дешево и сердито.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам