Существует ли она? По нашему убеждению существуют базовые принципы катания на горных лыжах и сноуборде, которые неизменны и, в той или иной степени, справедливы для любого вида катания - будь то фрирайд, катание по трассам или рейс. Но!
Есть свои нюансы, которые призваны эти базовые принципы скорректировать под конкретные задачи, цели, условия. А именно, катание по трассам происходит в концепции 2D, а катание за их пределами (глубокий снег, разбитый снег или бугры, корка) - в 3D. Добавляется ещё одна ось, которая заставляет нас соотносить наши движения и поведение снаряда в толще снега или на неровной и непредсказуемой поверхности. Это добавляет остроты ощущений, двигательных действий и мозговой активности.
Сначала разберёмся за счёт чего мы вообще поворачиваем:
📌 За счёт свойств снаряда. Геометрия лыж и сноубордов такова, что снаряд, поставленный на кант, начинает скользить по дуге, заданной радиусом бокового выреза. А если ещё добавить к рассмотрению эластичность, гибкость, торсионную жёсткость снаряда, то номинальный радиус снаряда и описываемой им дуги будет скорректирован с учетом его прогиба. Упругость же помогает не только вести поворот, но и начинать новый, не теряя динамики.
📌 За счёт наших действий и мышечных усилий. Как известно, лыжи и сноуборды пока сами не поворачивают. Происходит это благодаря нашим двигательным действиям, основные из которых:
▪️постановка снаряда на кант(ы) и изменение угла закантовки;
▪️давление на снаряд - как краткосрочное увеличение/уменьшение - за счёт сгибания/разгибания ног (как на батуте), так и перемещение «эпицентра» давления по длине снаряда;
▪️вращение снаряда. С вращением все непросто - главное неперевращать ненужной частью тела, как правило, самой тяжелой.
📌 За счёт действующих на нас сил из школьного курса физики. Можно закопаться совсем и учитывать гравитацию Луны, но мы предпочитаем на начальном этапе ограничиться силой тяжести (благодаря ей скользим вниз) и проявлением инерции - центробежной силой, которая возникает, когда поворачиваем, и пытается «выбросить» нас из поворота.