Вот уже который день я, любитель истории и путешествий, рассматриваю карту железных дорог. Пытаюсь понять, кому эта дорога нужна и почему важна - после недавней встречи лидеров трех стран, о которой мы еще не поговорили.
Алиев тогда по окончании переговоров сказал:
«Мы настроены на результат, настроены на то, чтобы подвести черту под теми действиями, которые происходили в сентябре–ноябре. И то Заявление, которое сегодня подписано, говорит о наших намерениях, потому что одним из пунктов заявления по итогам прекращения военных действий было разблокирование транспортных коммуникаций.
Это та сфера, которая может придать очень большой динамизм развитию региона, а также укрепить безопасность, потому что открытие транспортных коммуникаций отвечает интересам народов Азербайджана, Армении, России, наших соседей. Уверен, что соседние страны также активно включатся в создание транспортных коридоров и создание разветвлённой сети транспортных артерий в нашем регионе.
(...) Мы должны думать о будущем – о том, как жить вместе по соседству, как стремиться к тому, чтобы решать вопросы разблокирования транспортных артерий и в будущем укреплять региональную стабильность и безопасность».
Пашинян: «К сожалению, сегодня нам не удалось решить вопрос военнопленных, и это самый чувствительный, болезненный вопрос, потому что это гуманитарный вопрос, и мы договорились, что будем продолжать работу по этому направлению. (...) Должен сказать, что то Заявление, которое мы сегодня подписали, действительно очень важно. Не скрою, реализация договорённостей этого Заявления может изменить экономический образ и облик нашего региона, и экономические новшества могут привести ещё и к более надёжным гарантиям безопасности, и мы, конечно же, готовы работать конструктивно по этому направлению, но, как я сказал, к сожалению, в течение одной встречи невозможно решить все вопросы».
О чем они говорили четыре часа в скрытом от глаз помещении, история пока умалчивает. И можно только воображать себе, как сидели и смотрели друг на друга эти люди. Журналисты гадали , что подпишут на этот раз. И предполагали, что Пашинян ничего не подпишет, иначе его в Ереване (да и в Москве, где сдерживали возмущенную до предела диаспору) ждут новые большие неприятности.
Чудо само по себе уже то, что прилетели оба.
Удивительно и то, как они внезапно обняли по очереди Владимира Владимировича. Думаю, это было искренне, исходя из знания, сколько часов он провел с ними в телефонных переговорах для того, чтобы остановить кровопролитие. Уже за это я бы на месте матерей, у которых остались живы дети, ставила бы свечку за его здравие пожизненно.
Пашинян, как известно, уехал первым. Алиев остался поговорить с нашим президентом – и снова не на публику. Но потом добавил - для лучшего понимания того, что они обсуждали:
- ... После более чем 30 лет Азербайджан посредством транспортных коммуникаций через территорию Армении будет иметь сообщение с Нахичеванской автономной республикой Азербайджанской Республики. Армения будет через территорию Азербайджана иметь железнодорожный выход на Россию, на Иран. Также через Нахичеванскую автономную республику мы будем иметь выход на турецкий рынок. И также турецкие и российские железнодорожные артерии соединятся.
Вот карты, которые я теперь рассматриваю. И ясности они пока не добавляют.
Как-то так... От Берии до оккупации. Пойди тут разберись. Хотя многое уже нашла об этой дороге. Но получится целый роман, так что сами, если нетрудно.
Нахожу документ о разрушениях транспортной системы во время этой самой оккупации. В самих событиях пусть историки разбираются, там черт ногу сломит. Но перечень того, с чем справились легко и быстро, ужасает. Просто без цифр перечислю.
Уничтожены депо и локомотивы, пункты технического осмотра вагонов, ремонтные мастерские, специальные траншеи, гравийный завод, придорожные мастерские, подъемники, тяжелая техника, путепроводы, рельсы, офисные здания, большие и средние мосты, туннели, галереи, переходы, кабели, устройства связи, системы автоматической блокировки, диспетчерские...
Человеческие потери даже страшно себе представить.
**********
Больше никто не споет. Даже те, кто помнит.
Едет поезд номер восемь, Ереван-Баку,
Я лежу на верхней полке
И как будто сплю.
В темноте я замечаю
Чей-то чемодан,
Сердце трепетно забилось –
Что-то будет там.
************
С форума "Советская музыка":
2006 год: «Здравствуйте уважаемые, разыскивается песня со словами: «Мальчик веселый из Карабаха так называют всюду меня, пейте кони мои пейте кони мои, вот вам красавчики чистая вода, эх сладкая вода...» слышал ее в детстве у деда на патефонной пластинке, время идет давно нет ни деда, ни пластинок, исполнялась эта песня мужским голосом с южным акцентом.
И еще одна песня называется «Солнечный Баку» слов кроме названия не помню, исполняется также мужским голосом с южным акцентом.
Обе песни очень мажорные».
Ответ: «Обе эти песни исполнял Рашид Бейбутов. Песню «Мальчик из Карабаха» написал Тофик Кулиев - известный азербайджанский композитор».
Лихо надета набок папаха.
Эхо разносит топот коня.
"Мальчик веселый из Карабаха"
Так называют всюду меня!
Самый душистой, сочной травою
Кормится летом резвый скакун
В синем ущелье, у водопоя
Голос мой слышат целый табун...
Алла с русской фамилией в группе «Душа моя, Узбекистан» находит "Мальчика из Карабаха" делает, как может, клип на эту песню, она ей очень нравится.
Вот он - простенький и душевный. Здесь -
https://ok.ru/video/10767763991
Инна Иванова ей пишет: «Сегодня от Вас и от этой песни с утра такое хорошее настроение вспоминалось только хорошее, доброе...»
Алла добавляет в комментариях: «Я по возрасту своему Рашида Бейбутова с детства помню. С патефонных ещё пластинок. Вот одна у нас дома в Коканде была с этой песней. А на другой стороне пластинки он пел Аршин Малалан, хожу по дворам».
Фильм переведен на 86 языков мира. Имел огромный успех. Рашид Бейбутов, исполнитель главной роли купца Аскера – азербайджанец, родился в Тифлисе (Тбилиси). Отец – знаменитый исполнитель народных азербайджанских песен-ханенде в технике карабахского мугама. Это отдельная Вселенная, но прочитала, что город Шуша называли консерваторией Востока, была в ходу пословица, что в Шуше дети плачут на мотив мугама «Сейгях», а смеются на мотив мугама «Шахназ». Что Сергей Есенин в письме Галине Бениславской писал: «И недаром мусульмане говорят: если он не поёт, значит, он не из Шушу, если он не пишет, значит, он не из Шираза». С 1934 года Рашид – солист Ереванской филармонии, затем много лет выступает с государственным джазовым оркестром Айвазяна, играет в армянском театре оперы и балеты имени Спендиарова.
Дальше – сами найдете, если интересно. (Правда, армянские страницы вырваны из биографии певца на азербайджанских ресурсах). Жизнь, как у всех в те годы, вне национальных оттенков. Интернациональная. Впрочем, зачем я об этом рассказываю. Мне же сейчас ответят, что в СССР дружбы народов не было. Как и секса. Это все мифы. Вранье.
Как же мы тогда тогда размножались?
*******
Это обсуждение под статьей путешественника «Последний поезд из Нагорного Карабаха». В ней много фотографий, вызывающих вопросы.
«Что-то на мосту и намека на рельсы нет. Продали вместе со шпалами? – Скорее ими топили буржуйки во время Карабахской войны».
Автор приехал в Степанакерт и пошел посмотреть на безжизненный вокзал, с которого в 1991 году под под покровом ночи ушел последний поезд в сторону Баку.
Больше отсюда не ходят поезда.
Снимок 1959 года. И автор еще просит прощения за качество! Да ему памятник поставить надо только за то, что он его сохранил. (Больше ничего подобного в открытом доступе не нашла. Постирали, что ли?)
И еще один – за этот.
Имя этого человека в сети yapet. (И почему я не назвалась Марфушенькой-душенькой? Меньше бы огребала.) Спасибо тебе, дорогой, за редкие кадры.
"Транссиб Закавказья" был в реестре ООН одной из 30 магистралей международного значения. В годы Великой Отечественной войны по ней проехало две трети важных грузов, которые шли к нам через Иран из Штатов, Канады, Австралии, ЮАР и т.д. Строили и достраивали железную дорогу с 1865 по 1949 год. Она позволила развиваться экономике в регионе, вдохнула жизнь, наладила человеческие связи. Туннели, сложные сооружения в горах – торжество инженерной мысли и трудолюбивых человеческих рук.
*********
Люди страшно спорят в комментариях по поводу того, что потом произошло. В гуще незнания, упреков и оскорблений есть и такое, близкое мне.
Но если доезжает человек до этих мест и снимает не только облака и горы, значит, болит душа. Посмотрите...
Сейчас добраться сюда из столицы Армении можно с огромным трудом, только по убитым горным дорогам. Раньше – на электричке, наслаждаясь природой за окном.
Особое спасибо автору за эти чудесные кадры.
Здесь вдоль реки Аракс шла граница Советского Союза с Ираном.
Чтоб вы понимали, в каких условиях работали инженеры и строители "Транссиба Закавказья". Автор, назвавший себя puerrtto, поставил эти снимки в феврале 2019 года.
Умудрился доехать до этих мест и человек, не стесняющийся назвать, свое имя на снимках. Удивляюсь тому, что в наших рядах есть люди, которые ездят по приглашению правительств в Анды - изучать грибы, до которых не добрались конкистадоры, оказавшиеся врагами микологии, - ну, ладно, далеко и экзотика. Но есть же отважные исследователи точек на карте собственной рассыпавшейся страны. Благодаря им, я потихоньку заполняю бессловесную карту этими картинами. И начинаю потихоньку въезжать в суть вопроса.
А я люблю это делать – в отличие от тетенек в сетях и очередях. Вирусологов, экологов, политологов, киноведов и т.д.
То же место глазами Андрея Василискова.
*******
Ну вот – опять всё не так. Хотела послушать наших военкоров, пламенного Семена Аркадьевича. А унесло меня совсем не туда. Но, может, вместе с теми, кто блуждает со мной во времени, тоже будет интересно на все это посмотреть и подумать. Вопрос про цивилизацию, который Андрей так спокойно поставил в подписях к последнему фото, вообще вогнал меня в ступор...
Что-то мы недопоняли в ней, раз не удержали.
Р. S. Тех, кто начнет класть на чаши весов симпатии к армянам и азербайджанцам в этом тексте, заранее предупреждаю – в моем большом русском сердце одинаковое место занимают Фрунзик Мкртчян и Муслим Магомаев.
Очень хочется добраться до истории строительства Закавказской железной дороги – уверена, где-то есть фантастические рассказы.
Моя дочка по-прежнему надеется, что когда-нибудь доедет до мест, где бакинец Юлий Гусман снимал «Не бойся, я с тобой». И встретится на их Родине с теми девочками, с которыми оказалась в московской больнице в зимние морозы. (Я писала об этом недавно)
«В окне Катя с забинтованным носом, 6-летняя Кристина… Наши подранки.
- Мам, а Кристина – лезгинка. Она даже умеет лезгинку танцевать. Мы ее просили-просили, а она говорит: «Без музыки не могу. Ритма не хватает».
А потом с носовым кровотечением привезли 4-летнюю Гаянэ.
- Она из Армении. Говорят, там такие красивые горы – я туда хочу.
Мы накупили игрушек, передали наверх. А в телефоне отчаяние:
- Я всё подарила, а праздник не получился. Их всех-всех выписали. Я снова одна».
Моя дочь – безродный космополит, как и я, со всеми дружила, старалась заботиться, хотя самой было очень плохо. Но она наивно, по-детски, надеялась, что все выздоровеют, жизнь наладится. И они никогда не забудут дружбы, налаженной в трудные минуты...
И будет ли снова мальчик счастливым? Спрашивает автор очень наивного, почти детского стихотворения, которое попалось под руку . Тоже человек песню вспомнил, о которой мы говорили в начале. Фамилия автора, кстати, не характерная для Закавказья. А у душа болит, как у меня.