Природа — лучший знаток законов физики и виртуозный инженер. Физические параметры и возможности каждого представителя животного мира идеально соответствуют его месту в пищевой иерархии. Конструкции вершинных животных основана на мощи и силе. У обитателей подножия пирамиды иные конструктивные преимущества. Одно из важнейших среди них – возможность трансформации.
В тропических и субтропических районах Южной Америки, преимущественно в Венесуэле, обитает галечная жаба. Звучит увесисто, но в действительности это крошечное создание черного цвета размером не более 3-х сантиметров. Жизнь на склонах гор внесла особенности в способы передвижения этих малюток. Галечные жабы не плавают (негде!) и прыгают очень осторожно, не более, чем на длину тела (поверхность то все больше вертикальная!). В поисках мелких насекомых они медленно перебирают лапками, карабкаясь по склонам гор. Во время остановок для поедания добычи или для отдыха жаба практически сливается с мелкими камнями — галькой. Отсюда и характерное название.
На этих же склонах гор обитает создание, по динамике прямо противоположное галечной жабе — тарантул. Эти представители класса паукообразных в полной мере оправдывают свою принадлежность к семейству пауков-волков - быстрые, ловкие, безжалостные. В свой рацион питания этот успешный охотник включил и медлительных галечных жаб, Сам собой напрашивается вопрос — как они еще живы?
Благодаря инженерному решению природы, которая предусмотрела для этих беззащитных крох возможность механической трансформации. При малейшей опасности галечная жаба преобразует себя в колесо, втягивая голову в туловище и прижимая лапки к телу, и в таком виде скатывается с горы. Как и любой круглый предмет, катящийся вниз по склону, жаба ударяется о все неровности его поверхности. Ударяется, отскакивает, снова катится, ударяется и так до тех пор, пока не оказывается на ровной поверхности. Здесь она распрямляет лапки, высовывает голову и превращается из колеса снова в жабу.
Как она выживает при таком падении, отвечает физика. В случае галечной жабы две ключевые величины — определяющие силу тяжести при падении — вес и высота - оказываются слишком малыми, чтобы вырасти в смертельную для жабы величину. Если с весом это очевидно, то с высотой нет, ведь жаба пролетает не один десяток метров. Да вот только эта высота разделяется на отдельные участки благодаря неровностям поверхности. Удар о каждую неровность становится новой точкой отчета высоты, замедляя в целом скорость падения. И конечно, надо отдать должное умению этой крошки держать во время падения мышцы в высоком тонусе.
Так что, в природе быть маленьким совсем не значит быть беззащитным.