Найти тему
Vadim Smirnov

Как поднять систему аналитики в проекте, где нет места Яндекс Метрике

Оглавление
Ответ на главный вопрос Вселенной иллюстрирует тему эпизода
Ответ на главный вопрос Вселенной иллюстрирует тему эпизода

Знаю, тема специфическая, мало кто оценит всю её вопиюще лучезарную и искрящуюся крутость, но что поделать, блог-то продуктовый. Иногда здесь должно быть что-то полезное.

Итак, аналитика!

Что вспыхивает в вашей голове, когда вы слышите это слово — нет, не первые 4 буквы, с этим понятно — а полностью? Аналитика проекта — это наши глаза в мире продуктовых метрик, там мы получаем более-менее достоверную информацию об использовании продукта. Именно она заставляет нас лишний раз подумать — а не делаем ли мы дичь?

И так как аналитика нужна всем, на рынке полно готовых решений с разными тарифами и ограничениями — Google Analytics, Firebase Answers, Amplitude, Яндекс Метрика и т.д.

Но вот у меня на руках проект — большой, с яркой и насыщенной историей. Количество событий не оставляет надежд на бесплатную Amplitude или Google Analytics, да и встроить их не будет простой задачей — количество используемых технологий, помноженное на количество событий и на необходимость их тестирования не оставляет шансов на быстрые победы.

В общем доступна одна аналитика — собственная база данных проекта, которая нерасторопно отвечает на SQL запросы. В очередной раз застав самого себя за обезьяньей работой — заполнением гуглотаблицы циферками, которые база выдаёт каждые несколько минут — хлопнул кулаком о стол, хватит это терпеть!

Извините за вымаратые участки, я не мог по-другому. Но без них всё весьма читабельно
Извините за вымаратые участки, я не мог по-другому. Но без них всё весьма читабельно

Решение

В прошлом проекте для визуалиации бизнес-метрик, информация о которых есть только в базе данных, мы использовали Metabase — это фронтенд для баз данных, который умеет исполнять SQL-запросы и представлять их в виде графиков.

С тех пор ребята здорово продвинулись и сделали продукт проще для понимания, конфигурации и разворачивания. Кароче это просто пушка — разворачивается за пару часов, подключается к базе и го писать запросы.

Можно строить линейные и пай-чарты, воронки, выводить данные табличкой, спидометром, прогресс-баром или просто циферкой.
Просто чудо.

Бонусы

За данными мы ходим в боевую базу данных, где они точно актуальны и лежат без потерь (в отличие от любой внешней системы аналитики, которые всегда подвирают). Каждый график — это табличка.

Соответственно, мы можем выгружать любые данные за любые периоды, даже для бухгалтерских и коммерческих отчётов, где важность абсолютная точность. Аналитики настраивают отчёт один раз и выдыхают.

Второй приятный бонус — функция Pulse. Это возможность автоматизированной доставки отчёта через email или интеграцию в Slack. Настраиваем один раз в месяц отчёты для коммерции и бухгалтерии и еженедельные отчёты для партнёров о конверсиях и забываем! Огонь же!

Недостатки

Они вытекают из достоинств. Так как ходим мы не в специальную базу данных, оптимизированную для сбора и жонглирования событиями, а в боевую, то и работает она довольно медленно.

Ждать несколько минут результат серьёзного толстого запроса — это изи. Для базы это тяжело и придётся разработчикам делать дополнительные приседания для создания новых таблиц-вьюх, более приспособленных под конкретные запросы.

Ну и второй недостаток — в Amplitude набросать запросец это дело пары минут. Здесь же нужно писать полноценный SQL и уровень его владения через кровь, stack overflow и страдания неизбежно вырастет до advanced.

Попробуйте написать запрос для Retention, его динамики, посравнивать когорты и поймёте о чём я. Хотя, можт для кого-то это изи.

Резюме

Метабэйз — крутейшая вещь для автоматизации выгрузок данных, и построения дашбордов.

Плюсы — точность и бесплатность. Разворачивается за пару часов хорошим разработчиком локально и почти не требует дальнейших приседаний и оплат.

Минусы — тормозит и загружает базу по самые помидоры. Использование потребует знания SQL, хоть и предлагает инструменты написания запросов визуальным редактором.

Саундтрек поста

Keep in touch!

Vadim Smirnov