Одна из ошибок, которую мы должны увидеть, выполняя 8-е задание, звучит, на первый взгляд, устрашающе непонятно: нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
На самом деле, обнаружить её очень легко: ищем предложения с однородными глаголами-сказуемыми и проверяем вид глаголов и время, в котором они употреблены. В правильно построенном предложении вид и время должны совпадать. Например:
Гуляя по курортному парку, мы посетили музей-усадьбу художника Ярошенко и ознакомились с работами передвижников.
Оба глагола совершенного вида стоят в форме прошедшего времени: мы (что сделали?) посетили, (что сделали?) ознакомились.
Если в предложении будут употреблены в качестве однородных сказуемых глаголы разного вида или разных временных форм, перед нами ошибка, которую для простоты можно назвать видо-временным разнобоем. Например:
Прогуливаясь по бульвару, мы видим фонтан и остановились, чтобы полюбоваться светомузыкальным представлением
Первый глагол-сказуемое несовершенного вида в форме настоящего времени: мы (что делаем?) видим; второй - совершенного вида в форме прошедшего времени: мы (что сделали?) остановились.
Как видите, ничего сложного. От теории переходим к практике. Отметьте номера предложений, в которых допущено нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
1. Над крышами домов медленно всплывает луна и осветила всё вокруг.
2. Из-под моих ног вспорхнула птица, отлетела немного и снова садится в траву.
3. Отдыхающие шли к нарзанному источнику и что-то громко обсуждали на ходу.
4. Первый снег покрывает лужайку перед домом и повис на деревьях, крышах, перилах балкона.
5. Налетел резкий ветер, срывает жёлтые листья с деревьев, сдувает с ног пешеходов.
6. Ветром срывает шляпу с прохожего и уносит по проезжей части.
7. Сначала дождь застучал по крыше редкими каплями, а потом полил как из ведра.
8. Шёл нескончаемый дождь, и мы то листали старые журналы и пьём чай, то играем в шахматы и беседуем о том о сём.
9. Дома мы медленно и вдумчиво прочитывали каждую страницу, а потом на уроках литературы обсуждали главных героев и их поступки, композицию произведения и художественные средства, использованные автором.
10. Обычно пассажиры в ожидании своего рейса пьют кофе, или слушают музыку, или бесцельно бродят по зданию аэровокзала.
Как увидеть ошибку в построении предложения с несогласованным приложением, рассказано в предыдущей публикации.
Об ошибках в построении предложения с деепричастным оборотом можно прочитать здесь.
Кто хочет узнать, как найти другие ошибки 8-го задания и получить за него пять баллов, оставайтесь на канале Люблю читать, люблю писать. Именно об этом пойдёт речь в следующих статьях. Для тех, кто первый раз на моём канале, оставляю ссылку на статью-навигатор.