На фоне книг, интернета и телевидения часто забывают о трех базовых источниках информации для работы мозга, которые использовались до их изобретения. Это общение, наблюдение и размышление.
Их значение для интеллектуального развития нельзя переоценить.
Никто не спорит, что регулярное общение с хорошим наставником может оказать большее воздействие на личность, чем все книги вместе взятые. Наблюдения за другими людьми, животными и природой несут радость самостоятельного открытия новых фактов. А собственные размышления открывают простор к бесконечному наращиванию объема знаний с помощью логических построений на базе фактов, имеющихся в голове. Причем знания, полученные путем наблюдения и размышлений, всегда имеют для нас большую ценность, так как мы приходим к ним самостоятельно.
Люди как источник знаний
Начнем с устной передачи знания - общения и наставничества. Перед нами снова получение информации от экспертов, только уже при непосредственном контакте и в интерактивном режиме. В отличие от книг, блогов и телетрансляций в процессе общения экспертам можно задавать вопросы и получать от них ответы.
Задумайтесь о том, что любой человек, с которым нас сводит жизнь, обладает экспертным знанием в той или иной сфере по причине своего иного жизненного опыта. Если вы научитесь слушать и задавать правильные вопросы, то сможете постоянно черпать полезную информацию даже от таких случайных собеседников, как водитель такси или попутчик в общественном транспорте.
Самое важное - научиться быстро переводить разговор на тему, в которой силен ваш собеседник и не мешать ему делиться ценным личным опытом. Как вы помните, пустые разговоры являются одним из главных "пожирателей времени". Однако с помощью такого простого приема общение перестает быть пустым развлечением, а становится способом получения новой ценной информации.
Путь подмастерья
О наставничестве нет смысла говорить долго. Все и так понимают, что это важно. Однако истинное личное обучение одного человека другим в сегодняшнем мире достаточно редкое явление.
Весь смысл личного наставничества в сочетании прямой и обратной связи, причем на протяжение достаточно долгого времени. То, что чаще всего происходит в школах, ВУЗах, на курсах и мастер-классах является скорее односторонней трансляцией информации и не похоже на длительное общение ученика и учителя. Истинное наставничество сегодня, как и в средние века, выглядит в виде связки мастера и подмастерья, совместной работы опытного специалиста и новичка.
Если вам посчастливилось попасть в такую ситуацию - цените индивидуальный контакт с мастером, максимально используйте интерактивный характер общения. Не стесняйтесь спрашивать о том, что непонятно, задавайте больше вопросов.
Наблюдение и эксперимент
Мудрые люди древности читали не так уж много книг, не всегда имели наставников, и уж точно не имели интернета и телевидения, тем не менее они постигали суть вещей, собирая информацию из личного опыта. Постарайтесь уподобиться им и вам не будет скучно даже в той ситуации, когда вы оказались без смартфона, компьютера или телевидения.
Вся наша жизнь - бесконечная серия наблюдений за окружающим миром, людьми и самим собой. Это может быть как пассивное наблюдение, так и активный эксперимент, когда мы совершаем определенное действие и смотрим, что произойдет.
Получайте информацию наблюдая за природой, поведением окружающих людей, а самое главное за собой. Научитесь взгляду на себя со стороны, трезвой оценке истинных мотивов поступков, освойте честную саморефлексию, и вы сможете гораздо лучше понимать все, что связано с поведением людей - от личных отношений до политики и экономики. Общаясь с новыми людьми, используйте шанс, чтобы понаблюдать за взглядами и поведением представителей иных социальных слоев или культурных общностей.
Учимся у конкурентов
Отдельно стоит сказать о наблюдении за работой специалистов в вашей области. Обычно их деятельность на виду. Сложно быть одним из лидеров и оставаться в тени. Это дает вам отличную возможность учиться с помощью наблюдения. Недаром говорят, не слушайте, что люди говорят, смотрите, что они делают. Интересуйтесь реальной практикой лидеров на вашем рынке и это даст вам ценные новые знания, зачастую, не афишируемые. Внимательно изучайте плоды их деятельности с точки зрения профессиональных секретов и хитростей.
Например, начинающий оператор может брать фильмы своего мастеровитого коллеги и разбирать их план за планом. А начинающий журналист отслеживать, какие заголовки пишет опытный коллега и как подает материал в своих статьях. Чтобы учиться у кого-то совсем необязательно входить с ним в личный контакт, иногда достаточно внимательного наблюдения.
Перевариваем информацию
Получать новые факты крайне важно, но не менее важно тратить достаточно времени на их дальнейшее осмысление и интеграцию в собственную базу знаний. Очень часто мы физически ощущаем, что уже не можем получать новую информацию и должны сначала "переварить" то, что уже имеем.
Бесконечный поток новых знаний не имеет ни малейшей ценности если он не встроен в картину мира, если полученные факты не разложены в сознании по категориям и не вплетены в паутину связей с другими фактами. Часть этой работы наш мозг делает "на лету", в процессе получения информации. Вторую часть делает ночью во время сна - когда происходит отделение важных и полезных знаний от ненужных. Однако самую важную часть работы вам придется делать сознательно. Речь идет об обдумывании полученной информации, построении новых логических цепочек, синтезе имеющегося и нового знания.
Картина мира в голове никогда не остается статичной - она меняется по мере осмысления старых и новых фактов, она совершенствуется и приспосабливается к окружающему миру, чтобы лучше отражать реальность.
Выкидывать из процесса потребления знания стадию осмысления все равно, что выкидывать из процесса еды стадию переваривания. В лучшем случае вы просто зря израсходуете продукты, в худшем получите несварение и коллапс пищеварительной системы. Также и со знаниями - они либо просто не задержатся в вашей нейросети (точнее окажутся в недоступном месте), либо создадут малоценную мешанину из противоречивых фактов, что нередко называют емким словосочетанием "каша в голове".
Создаем знания сами
Собственные размышления это не только обдумывание полученного, но и создание нового знания. Уже сейчас в вашей голове имеется столько информации, что вы могли бы провести остаток жизни на необитаемом острове лишь обобщая его, проводя параллели, выводя правила и находя исключения из них. И это производное знание не является вторичным и менее ценным, чем исходное. Наоборот, вы можете регулярно делать собственные открытия, которые будут влиять на вашу картину мира не меньше, чем умные мысли, прочитанные в книгах.
Поэтому не надо бояться оставаться наедине со своими мыслями. Многие в этот момент ощущают скуку или тревогу, их мысли совершают пустой бег по кругу предстоящих задач или уходят в воспоминания. Хуже того, нередко мысли спонтанно обращаются к беспокоящим сферам жизни, что ведет к ухудшению настроения.
Такие моменты можно использовать с гораздо большей пользой. Например, для целенаправленных размышлений в той или иной области ваших интересов, которые могут привести к появлению нового знания. Как только вы научитесь осознанно выбирать область раздумий, вы приобретёте в качестве бонуса действенный механизм, помогающий отвлекаться от негативных мыслей. Как известно, переключение - лучший способ борьбы с любым навязчивым состояниям.
Возможно, вы даже полюбите моменты раздумий в одиночестве, когда поймете, что они помогают обогатить базу ваших знаний собственными умозаключениями.
На этом наш разговор об информационном питании мозга подходит к концу. В следующих статьях мы поговорим о второй составляющей интеллектуального развития - тренировке мышления.
Блог "Живи продуктивно" - идеи для увеличения личной работоспособности, тайм-менеджмента и приобретения полезных навыков. Подписаться.