Имя князя Руса подавляющему большинству русских людей ничего не говорит
Ассоциации скорее с фашистским «Рус, сдавайся!», чем с родоначальником имени русских. Зарождение Руси у нас ассоциируется скорее с Рюриком, которого, согласно норманнской теории, призвали на княжение новгородцы в 862 году. Этой устоявшейся догме мы обязаны тем, что любимым историческим источником многих поколений историков являлась «Повесть временных лет». Несторова летопись указывает началом истории Руси 6360 год от сотворения Мира (852 год по нынешнему стилю). До этого года «Повесть» не конкретизирует даты.
Имя «Рус» отсутствует у Нестора, зато встречается в других источниках. Византийский писатель X века Симеон Метафраст пишет о некоем могущественном вожде Росе, который дал имя воинственному племени росов. В персидских хрониках одного времени, что и «Повесть временных лет», встречается более подробный рассказ о Русе. Там говорится, что Рус был младшим братом Хазара (предтеча тюрков). По легенде, Рус искал место, где «было бы ему по душе». На севере он нашёл остров «с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался». О Русе говорится и в «Великой хронике о Польше, Руси и их соседях», где его представляют братом Чеха и Ляха.
Иоакимовская летопись содержит историю о князе Словене, основателе города Словенск. Михаил Ломоносов использовал эту историю как аргумент, выступая против норманнской теории: «Прежде избрания и приходу Рурикова обитали в пределах российских славенские народы. Во-первых, новгородцы славянами по отменности именовались, и город исстари слыл Словенском». В лето 3099 года от сотворения Мира Словен, Рус и их сестра Ильмера вышли из земли предков на Черноморском побережье, «по странам вселенныя, яко острокрилаты орли прелетаху сквозе пустыня многи, идуще себе на вселение места благопотребна».
Самое примечательное, что в летописи говорится, что «путешественники» вышли на поиски новых земель по благословению Ноя. «Слышахом бо от предков своих, яко благословил праотец наш Ной прадеда нашего Афета частию земли всего западнаго, и севернаго, и полунощнаго ветров, и ныне убо, братие и друзи, послушайте совета нашего, оставим далече от нас вражду сию и несогласие, еже ныне тесноты ради творится в нас, и подвигнемся убо, и идём от земля сея и от рода нашего, и пойдём по вселенной света, сущей во жребии прадед наших, иде же нас приведёт счастие и благословение праотца нашего благословеннаго Афета и подаст нам землю доброплодну во обитание нам и родом нашим. И люба бысть сия речь Словенова и Русова всем людем, и вей яко единемы усты реша: «Благ совет князей наших и добра речь и угодна премудрых держателей».
Через 14 лет скитания привели братьев к берегам озера Мойско, которое они назвали в честь сестры — Ильмень. Словен заложил город Словенск, после ставший Великим Новгородом, а Рус основал Руссу, которая сейчас нам известна как Старая Русса.
Вряд ли мы узнаем достоверно, как всё было на самом деле, спустя века и тысячелетия. И, пожалуй, не так важно, кто был самым первым русским. Сейчас нам гораздо важнее сохранить и не замарать звание русского человека, что в современном мире очень непросто. Но только нам под силу противостоять деградации и грехопадению остального мира. Сейчас нам нужно собрать Русский Ковчег.