К тому, что станции метрополитена преимущественно расположены под землей, все давно уже привыкли, однако в России встречаются и места, где и платформы электричек имеют подземное расположение, правда их число совсем невелико в отличие от городов Европы, где есть целые подземные вокзалы и городские электрички S-Bahn (Варшава, Белград, Монако и др.).
Несмотря на наличие более 300 тоннелей на железных дорогах России, станции в них почти никогда не строят из-за гораздо больших затрат на их сооружение и прохождение тоннелей через малолюдные естественные преграды как гористый рельеф или даже река в уникальном случае через Амур в Хабаровске. Да и в целом сооружение тоннелей вызывает сложности с их электрификацией и подвеской на малой высоте контактного провода.
В частности, недавно частично запущенная в Москве система МЦД, представляющая собой городскую электричку с заездом в ближайшие пригороды, будет полностью проходить по земле.
Две из трех существующих в России подземных станций находятся в Москве, а одна в Сибири в закрытом городе Железногорске, но простому гражданину на ней прокатиться не удастся.
1.Площадь Гагарина
Московское центральное кольцо (МЦК), Москва
Железнодорожный тоннель на Московской окружной ж/д длиной около 900 метров построили еще в 2001 году вместе с автомобильным Третьим транспортным кольцом. Тогда же в конструкциях была построена и станция с 2 боковыми платформами, которая 15 лет, до организации пассажирского движения поездов городской электрички МЦК, оставалась станцией-призраком. До этого пути Малого кольца МЖД шли в этом месте по поверхности в небольшой балке.
Подземная станция имеет прямую удобную подземную пересадку на станцию метро Ленинский проспект Калужско-Рижской линии, задел под которую был оставлен еще при открытии метростанции в 1962 году, отчего на ней наблюдается самый высокий пассажиропоток на МЦК. Декор на платформе практически отсутствует, рельсы и шпалы положены на обычный щебень как на наземных участках.
2.Аэропорт Внуково
Аэроэкспресс Киевский вокзал - Внуково, Москва
В московском аэропорту Внуково подземная станция появилась из-за необходимости пройти торец ВПП и светосигнальное оборудование под землей на повороте. Глубина односводчатой станции, открытой в 2005 году, составляет 21 метр, а протяженность тоннеля перед станцией около 1,4 км. В вестибюль ведут эскалаторы, из которого по подземному переходу можно попасть напрямую в терминал А аэропорта по принципу "сухие ноги". Изначально был запроектирован и второй выход в противоположном торце, но он так и не был построен.
На станции одна островная платформа длиной 160 метров и 2 тупиковых пути. Перекрестные съезды расположены перед станцией. На станцию прибывают только двухэтажные 4-6-вагонные поезда Аэроэкспресса Stadler от Киевского вокзала. Обычные электрички ходят 2-3 раза в день только до старой платформы Аэропорт в 2 км, неудачно расположенной в складской зоне.
Сейчас параллельно со станцией Аэроэкспресса строится и станция Солнцевской линии метро, которую планируют запустить в 2022 году. После открытия метро воспребованность Аэроэкспресса на этом направлении по всей видимости будет стремиться к нулю.
3.Комбинат (ГХК)
Ведомственная электричка ГХК, Железногорск, Красноярский край
В советское время город, имевший тогда кодовое название Красноярск-26, являлся секретным объектом "почтовым ящиком" и по сей день сохраняет статус ЗАТО, поскольку там в толще горы находится градообразующий Красноярский горно-химический комбинат (ГХК), на котором ранее делали оружейный плутоний, а сейчас утилизируются ядерные отходы из России и не только.
В 1958 году для удобства доставки рабочих на предприятие была открыта 10-километровая линия городской электрички, построенная заключенными ГУЛАГа и до сих пор находящаяся на балансе ГХК. Помимо функции по доставке рабочих ж.д ветка используется также для доставки радиоактивных отходов.
Пассажирская линия начинается на станции Соцгород у автовокзала, проходит через жилые кварталы и далее виляя вдоль берега Енисея, скрывается в 5-километровом подземном тоннеле в горе, прилегающем к однопутной конечной станции Комбинат на территории ГХК, построенной по стандартам метро с высокой платформой.
По линии курсируют электрички ЭР2Т 1990 года постройки из 4-8 вагонов. Воспользоваться системой могут только сотрудники комбината, а при въезде в портал тоннеля (промежуточная станция Вольная) электричку досматривают военные и проверяют служебные пропуска. Ежедневно осуществляется 5-7 рейсов.
Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!
☑️ Подпишись на наши новые статьи в ленте Дзена!
Читай также: 5 самых высокогорных трамвайных городов России