Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

3 уникальных подземных ж/д станции электричек в России

Оглавление
Электричка на подземной станции Горно-химического комбината (г. Железногорск)
Электричка на подземной станции Горно-химического комбината (г. Железногорск)

К тому, что станции метрополитена преимущественно расположены под землей, все давно уже привыкли, однако в России встречаются и места, где и платформы электричек имеют подземное расположение, правда их число совсем невелико в отличие от городов Европы, где есть целые подземные вокзалы и городские электрички S-Bahn (Варшава, Белград, Монако и др.).

Несмотря на наличие более 300 тоннелей на железных дорогах России, станции в них почти никогда не строят из-за гораздо больших затрат на их сооружение и прохождение тоннелей через малолюдные естественные преграды как гористый рельеф или даже река в уникальном случае через Амур в Хабаровске. Да и в целом сооружение тоннелей вызывает сложности с их электрификацией и подвеской на малой высоте контактного провода.

В частности, недавно частично запущенная в Москве система МЦД, представляющая собой городскую электричку с заездом в ближайшие пригороды, будет полностью проходить по земле.

Две из трех существующих в России подземных станций находятся в Москве, а одна в Сибири в закрытом городе Железногорске, но простому гражданину на ней прокатиться не удастся.

1.Площадь Гагарина

Московское центральное кольцо (МЦК), Москва

Ласточка на станции Площадь Гагарина
Ласточка на станции Площадь Гагарина

Железнодорожный тоннель на Московской окружной ж/д длиной около 900 метров построили еще в 2001 году вместе с автомобильным Третьим транспортным кольцом. Тогда же в конструкциях была построена и станция с 2 боковыми платформами, которая 15 лет, до организации пассажирского движения поездов городской электрички МЦК, оставалась станцией-призраком. До этого пути Малого кольца МЖД шли в этом месте по поверхности в небольшой балке.

Подземная станция имеет прямую удобную подземную пересадку на станцию метро Ленинский проспект Калужско-Рижской линии, задел под которую был оставлен еще при открытии метростанции в 1962 году, отчего на ней наблюдается самый высокий пассажиропоток на МЦК. Декор на платформе практически отсутствует, рельсы и шпалы положены на обычный щебень как на наземных участках.

2.Аэропорт Внуково

Аэроэкспресс Киевский вокзал - Внуково, Москва

Станция Аэропорт Внуково с Аэроэкспрессом
Станция Аэропорт Внуково с Аэроэкспрессом

В московском аэропорту Внуково подземная станция появилась из-за необходимости пройти торец ВПП и светосигнальное оборудование под землей на повороте. Глубина односводчатой станции, открытой в 2005 году, составляет 21 метр, а протяженность тоннеля перед станцией около 1,4 км. В вестибюль ведут эскалаторы, из которого по подземному переходу можно попасть напрямую в терминал А аэропорта по принципу "сухие ноги". Изначально был запроектирован и второй выход в противоположном торце, но он так и не был построен.

На станции одна островная платформа длиной 160 метров и 2 тупиковых пути. Перекрестные съезды расположены перед станцией. На станцию прибывают только двухэтажные 4-6-вагонные поезда Аэроэкспресса Stadler от Киевского вокзала. Обычные электрички ходят 2-3 раза в день только до старой платформы Аэропорт в 2 км, неудачно расположенной в складской зоне.

Сейчас параллельно со станцией Аэроэкспресса строится и станция Солнцевской линии метро, которую планируют запустить в 2022 году. После открытия метро воспребованность Аэроэкспресса на этом направлении по всей видимости будет стремиться к нулю.

3.Комбинат (ГХК)

Ведомственная электричка ГХК, Железногорск, Красноярский край

Электричка выезжает из портала тоннеля
Электричка выезжает из портала тоннеля

В советское время город, имевший тогда кодовое название Красноярск-26, являлся секретным объектом "почтовым ящиком" и по сей день сохраняет статус ЗАТО, поскольку там в толще горы находится градообразующий Красноярский горно-химический комбинат (ГХК), на котором ранее делали оружейный плутоний, а сейчас утилизируются ядерные отходы из России и не только.

В 1958 году для удобства доставки рабочих на предприятие была открыта 10-километровая линия городской электрички, построенная заключенными ГУЛАГа и до сих пор находящаяся на балансе ГХК. Помимо функции по доставке рабочих ж.д ветка используется также для доставки радиоактивных отходов.

Пассажирская линия начинается на станции Соцгород у автовокзала, проходит через жилые кварталы и далее виляя вдоль берега Енисея, скрывается в 5-километровом подземном тоннеле в горе, прилегающем к однопутной конечной станции Комбинат на территории ГХК, построенной по стандартам метро с высокой платформой.

По линии курсируют электрички ЭР2Т 1990 года постройки из 4-8 вагонов. Воспользоваться системой могут только сотрудники комбината, а при въезде в портал тоннеля (промежуточная станция Вольная) электричку досматривают военные и проверяют служебные пропуска. Ежедневно осуществляется 5-7 рейсов.

Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!

☑️ Подпишись на наши новые статьи в ленте Дзена!

Читай также: 5 самых высокогорных трамвайных городов России