Шлиссельбург – небольшой город у истока Невы, известный прежде всего по древней крепости Орешек. Сам город до Революции был центром уезда, а сейчас довольно депрессивный малый город (15 тысяч человек) в Кировском районе Ленинградской области. Несмотря на то, что он находится всего в 50 километрах к востоку от Санкт-Петербурга, город производит грустное впечатление. Однако наличие первоклассной крепости, оставившей огромный след в истории, заставило меня посетить Шлиссельбург в майские выходные 2016 года.
Статьи о других местах Ленинградской области - по ссылкам ниже:
Лисино-Корпус, Тихвин, Вырица, Приозерск(Кексгольм), Стрельна
1. Я решил поехать в Шлиссельбург на поезде, что было довольно авантюрным решением, так как станция Петрокрепость находится на противоположном от города берегу Невы! Наверно, я рассчитывал на то, чтобы переплыть с этого берега на частном катере к крепости Орешек, а оттуда тоже на катере доплыть до города. Но если что, до Шлиссельбурга можно легко добраться и на автобусе. Погода была отличная, но над Ладожским озером, которое здесь близко, стоял туман.
2. Посёлок имени Морозова, где находится станция, появился при Шлиссельбургском пороховом заводе, основанном в 1884 году. Сейчас завод перепрофилирован на производство лакокрасочных материалов, а посёлок выглядит вполне тривиально.
3. Но есть тут и такие шикарные виды. Наглядная иллюстрация того, что вода камень точит.
4. У небольшого пирса стояла моторная лодка с мужиком, видимо, неплохо зарабатывающим на извозе: 100 рублей с человека за пятиминутную поездку до острова Ореховый, где располагается крепость. Вид из крепости на посёлок имени Морозова:
5. А вот и древняя твердыня:
6. Итак, крепость Орешек была основана князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, с целью закрепления Новгорода на берегах Невы. Почему так названа - непонятно. Сначала она, конечно, была деревянной. После порабощения Новгородской республики (а ещё говорят, что в России нет демократических традиций..) Московским княжеством её отстроили в камне. Орешек находился на северных рубежах России, так что он участвовал во многих войнах, в том числе в Ливонской войне 1558-1583 (шведы не смогли взять крепость) и в Смутное время (шведы смогли). Следующие 90 лет крепость была в составе Швеции и называлась Нётеборг - Ореховый город.
В 1702 году в рамках уже Северной войны русские войска отсекли все возможности помощи защитникам крепости, и после неудачной артиллерийской подготовки пошли на штурм 11 октября, в ходе которого были большие потери, но крепость была взята. Пётр писал: "Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава богу, счастливо разгрызен". Царь назвал город Шлюссельбург, "ключевой город", так как считал этот успех ключевым в военной кампании.
7. Почти сразу после основания Орешка в 1323 году здесь был заключён Ореховецкий мирный договор между Шведским королевством и Новгородской республикой, о чём свидетельствует данный камень. По этому договору была установлена государственная граница между странами, а также были установлены торговые и правовые отношения. Это первый официальный мирный договор в истории России.
8. Старинная живописная панорама крепости и города, ныне не соответствующая действительности.
8а. А вот и схема крепости для понимания:
9. После завершения Северной войны крепость потеряла своё значение и служила тюрьмой, об этом я расскажу подробнее чуть позже, а на берегу начал появляться город. Как видно по фото, большая часть построек крепости в руинах. Эти разрушения она получила в ходе действительно героической обороны в 1941-1943 годах. Немцы так и не смогли взять её и замкнуть кольцо блокады. Это - стены.
10. Гарнизонный храм Рождества Иоанна Предтечи. Внутри него сейчас мемориальный комплекс, посвящённый защитникам крепости. Существовала идея возвести стеклянный купол над руинами храма или восстановить его (лучше уж восстановить), но пока они обе не воплотились в жизнь.
11.
12. Казармы. Поразительно, что действительно ценная достопримечательность, расположенная совсем недалеко от Петербурга, находится в таком удручающем состоянии. Не перестаю удивляться, хотя давно надо перестать.
13. Есть и восстановленные участки, например, ворота крепости:
14. Участок стены. Орешек архитектурой очень похож, например, на Копорье или Изборск.
15. Бойница.
16. И, конечно, башни.
17. Неведомым образом я не сфотографировал Орешек целиком с реки, так что приведу красивое фото отсюда.
18. Одно из тюремных зданий, так называемая "Новая тюрьма". Как я уже сказал, крепость двести лет была политической тюрьмой, здесь содержалось множество известных людей. Первыми узниками были неугодные Петру Первому: Мария Алексеевна, его сводная сестра, и Евдокия Лопухина, его первая жена.
19. Также здесь содержались руководители национальных восстаний в империи, декабристы Вильгельм Кюхельбекер, Николай и Михаил Бестужевы, Иван Пущин, народовольцы и революционеры. Это типовая одиночная камера XIX века.
20. В Шлиссельбургской тюрьме содержался после опалы герцог Курляндский Бирон, нелюбимый многими всевластный фаворит и любовник Анны Иоанновны. На фото - подземелья тюрьмы. Почему её восстановили, а крепость - не до конца?
21. Самый "высокий" узник крепости - конечно, император Иоанн VI. Это правнук Иоанна V, сводного брата Петра I, с которым они вместе сидели на престоле в 1682-1696 годах. Малыш стал императором по завещанию Анны Иоанновны в октябре 1740 года в возрасте двух месяцев, а регентом при нём была его мать Анна Леопольдовна, племянница предыдущей императрицы. В результате очередного дворцового переворота, на которые был богат XVIII век, к власти пришла дочь Петра Первого Елизавета Петровна, а Иоанн отлучён от родителей. В 1756 году он был помещён в Шлиссельбург в одиночную камеру. Было бы очень интересно узнать о его характере, мыслях и привычках. В 1764 году, уже при Екатерине II, было решено избавиться от нежелательного узника, и была инициирована "попытка к бегству", в ходе которой императора убили. Человек всю свою жизнь провёл в тюрьмах и без родителей, мне его по-человечески жаль.
На фото - двор тюрьмы.
22. Панорамы крепости.
23. И ещё стены Орешка, возведённые когда-то на века и видевшие много разных людей, много войн и много страданий.
24. Перемещаемся в город Шлиссельбург на левый берег Невы с тем же мужиком-извозчиком. Сам город намного моложе крепости. Он стал уездным центром в 1780 году. Здесь были крупные промышленные предприятия: Невский судоремонтный завод и Шлиссельбургский пороховой завод, а также порт на Ладожском озере. Теперь всё это в упадке, и Шлиссельбург, как и почему-то все города по Мурманскому шоссе в Ленинградской области - глубокие ебеня (этим я не хочу обидеть жителей города).
25. Реставрируемый барочный Благовещенский собор (1763-1764).
26. В Шлиссельбурге не осталось исторической застройки, так что одна из главных его достопримечательностей - Ладожский канал, начинающийся именно здесь. Идея прорытия канала принадлежала Петру I и состояла в том, чтобы уберечь суда от ладожских штормов и не прекращать из-за них навигацию, что вполне логично. Сооружение строилось с 1719 по 1730 годы множеством людей вручную и использовалось по назначению до конца XIX века (но в основном для сплава леса). В 1800-1806 годах было реконструировано устье канала (на фото) с добавлением шлюза, однако канал настолько обмелел к середине века, что было решено его забросить и не реконструировать, а построить Новоладожский канал ближе к озеру. Ныне Староладожский канал зарос почти на всём протяжении.
27. Симпатичный Петровский мост через Старый канал. Кстати, сложное для простого русского человека длинное немецкое название "Шлиссельбург" до Революции видоизменилось до "Шлюшин", и для слуха современного россиянина это невероятно! Сейчас, конечно, это название не употребляется.
28. Ещё вид на канал, имеющий вид канала в городской черте Шлиссельбурга. Кажется, будто я был в каком-то захолустном районном центре вдалеке от крупных городов.
29. Новоладожский канал же отделён от Ладоги лишь узкой дамбой, то есть прорыт ближе к озеру, чем Староладожский. Его средняя глубина составляет 2-3, что приемлемо для судов малого водоизмещения. Прорыт он был в 1861-1866 годах, когда в нём была большая необходимость, а сейчас, как я думаю, это совсем не так. Я не заметил какого-либо судоходства здесь, только ржавые посудины, стоящие на якоре у берегов. Однако сам вид необычный.
30. В основном Шлиссельбург застроен советскими панельными домами. Так получилось, что 1 мая я прошёл по улице 1 мая.
31. Это один из немногих приличных судов умирающего малого флота в России.
В завершение хотелось бы пожелать, чтобы этот потенциально привлекательный для туристов город развивался. Чтобы жителям Шлиссельбурга жилось комфортно, хотя при нынешнем устройстве жизни в России это почти невозможно. Чтобы странная депрессивность ближайших к Петербургу городов сошла на нет.