Параллельно с разработкой Cyberpunk 2077 создавалась еще одна игра – настольная RPG Cyberpunk RED. Руководил процессом все тот же Майк Пондсмит, создатель Cyberpunk 2020 (которой и вдохновлялись CD Projekt). О нюансах механик говорить не будем, лучше поговорим о лоре: RED является по сути прологом к 2077, поскольку события настолки разворачиваются в 2045 году.
Кибер-апокалипсис
Первое, что нужно знать о мире Cyberpunk RED – дело по сути происходит в постапокалипсисе. До 2020-х это был плюс-минус нормальный дистопический мир: корпорации активно делили глобус, национальные правительства безучастно на это смотрели. Хайтек и низкий уровень жизни прекрасно соседствовали, богатые становились богаче, бедные беднее. Но потом жахнула Четвертая корпоративная война.
Началось все с малого: две корпорации не поделили имущество обанкротившейся компании, подтянули свои силовые подразделения, те подтянули союзников – и пошло-поехало. В результате вспыхнул конфликт между двумя крупнейшими военными корпорациями на планете, американской Милитек и японской Арасака.
Начав с точечных рейдов по чужим офисам и заводам, ЧВК быстро перешли к открытым боевым действиям с участием танков, артиллерии и авиации. Но кульминацией праздника стал взрыв атомной бомбы в Найт-Сити, а также орбитальные бомбардировки, когда по земле из космоса прицельно лупили многотонными булыжниками.
До полноценной ядерной зимы дело не дошло, но результаты получились сопоставимые: экологию угробили, растительный и животный мир вымер, а сельскохозяйственные угодья превратились в пепелища. Поэтому люди будущего питаются в основном соей, выращенными в баке планктоном и водорослями, а также насекомыми.
Транспортный коллапс
Четвертая корпоративная война ударила не только по экологии. Враждующие ЧВК быстро сообразили, что удобней мочить не вооруженных до зубов врагов, а их торговых партнеров. Поэтому утюжили и аграриев, и ресурсодобывающую промышленность, и вообще всех. А в особенности – транспортные компании, доставлявшие все это добро врагам. Поэтому к концу войны международная торговля просто встала.
Закончилась война в 2023 году, когда обалдевшие от такой наглости власти государств просто национализировали все находящееся на их территории имущество корпораций. А кого не национализировали – тех раздробили. Так что после 2023 каждая корпорация распространяет свое влияние на город, максимум – на страну, а вот транснациональные отношения – явление редкое.
Дело смерти
Еще один апокалипсис произошел в Интернете, причем силами одного человека. Еще в 2010-х хакер Рейч Бартмосс написал вирус DataKrash и внедрил его в официальную прошивку основных узлов Сети. После смерти хакера в 2022-м вирус активировался и начал целенаправленно саботировать трафик. На протяжении трех лет с ним пытались бороться, прежде чем признали, что проще проложить новую сеть, чем починить старую.
Но поскольку в реальном мире только что отгремела опустошительная война, а международные отношения рухнули – новую Всемирную Паутину так и не создали. Вместо этого в каждом городе появилась своя собственная сеть, по сути – крупномасштабная локалка, со своими форумами, новостными ресурсами и базами данных. А вот сотовые телефоны по-прежнему работают, поскольку в эту инфраструктуру хакер ничего внедрить не успел.
Демократия в опасности
Разрушение коммуникаций, экономические проблемы и тому подобные факторы не могли не сказаться на политике. Например, Соединенные Штаты все-таки развалились: центральная часть страны погрузилась в анархию, где каждым клочком земли правит собственный варбосс, король или команданте. Западные штаты сбились в непрочную Тихоокеанскую конфедерацию, главное достояние которой – авиабаза Льюис-Маккорд. Она практически не пострадала в ходе войны, а стратегические бомбардировщики – весомый аргумент в любых политических спорах.
Наконец, восточная часть страны сохранила за собой название США. Управляет ей президент Элизабет Кресс, которая пользуется поддержкой военных – а поэтому она демократическим образом раз за разом переизбиралась при полном отсутствии конкурентов. А потом и вовсе объявила особое положение, отменив выборы до тех пор, пока Тихоокеанская конфедерация не вернется в состав США.
Слава Ваканде!
Остальной мир, как обычно, прописан широкими мазками. Например, Россия в мире Киберпанка с восьмидесятых годов 20 века находится в состоянии затяжного кризиса и до сих пор не может из него выйти: технологии устаревают, население голодает, власть проводит бесполезные реформы, олигархи борзеют. Примерно та же картина и в Азии: поскольку японская корпорация Арасака была одним из основных участников конфликта, всему региону досталось по полной программе, и теперь тут полный раздрай: голод, изоляционизм и постоянные войны за оставшиеся крохи.
А вот Южную Америку война почти не затронула, поэтому там жизнь идет как обычно. Центральную Европу потрепало, но до войны там размещались мировые банки и главная фондовая биржа, поэтому накопленное благополучие позволяет неплохо себя чувствовать.
Но лучше всех живет Африка. Еще в девяностые Европейское космическое агентство соорудило на Килиманджаро рельсотрон, позволяющий выводить в космос грузы практически бесплатно по сравнению с обычными ракетами-носителями. Для его обслуживания потребовалась масштабная инфраструктура, и после капитальных инвестиций Африка фактически утратила самостоятельность, зато перестала быть самым бедным и воюющим регионом на планете.
В рамках космической программы были организованы орбитальные города, колония на Луне и пилотируемая миссия на Марс, а треть всех космонавтов составляли африканцы. Но этого им показалось мало, и в ходе Четвертой Корпоративной войны они объявили независимость, для убедительности уничтожив несколько городов из орбитальных рельсотронов. Так что теперь Африка – безусловный лидер в области космоса.
Вечный город
Найт-Сити – традиционный сеттинг для игр серии Cyberpunk. Его построили в девяностых по инициативе бизнесмена Ричарда Найта, который задумал создать на западном побережье США своеобразный правовой оффшор – территорию, где не будут действовать американские законы, что позволит корпорациям развернуться во всю капиталистическую мощь.
Самого Найта, правда, скоро убили, но его замысел реализовался: корпорации со всего мира занимались здесь сомнительными исследованиями, складировали оружие и нанимали боевиков. Поэтому когда началась Четвертая корпоративная, сражались за город долго и со вкусом. ну а в конце, как мы уже говорили, даже рванули небольшую атомную бомбу.
По логике, это должно было стать концом Найт-Сити. Начнем с того, что в новом мире такой офшор просто не востребован: нет ни прежних всесильных корпораций, ни тотального контроля со стороны государства. Если кому-то нужно сделать что-то незаконное – кругом пустыри и ничейные территории, безобразничай сколько душе угодно. И даже если офшор необходим – его спокойно можно было бы выстроить на новом месте.
Но Найт-Сити – локация для франшизы культовая, поэтому жители нового мира разобрали руины, спихнули радиоактивный мусор в океан и выстроили новые небоскребы на месте старых.
В бой идут одни звезды
Об атомном взрыве в Найт-Сити надо поговорить подробнее. Его организовала американская компания Милитек, которая в 2023 году отправила в штаб-квартиру Арасаки диверсионно-штурмовую группу с миниатюрной атомной бомбой – с ее помощью нужно было уничтожить мегасерверную Арасаки.
На рискованное задание отправились знаковые для вселенной фигуры, например Морган Блекхенд – персонаж самого Майка Пондсмита, созданный для самой первой версии игры. Также в отряде была Роуг – девушка, которая в будущем станет хозяйкой бара Afterlife, самого уважаемого заведения среди наемников Найт-Сити. Еще в группу вошли хакерша Спайдер Мерфи, киборг Шайтан, во всех смыслах боевой корреспондент Томпсон и, разумеется, сам Джонни Сильверхенд, который согласился на эту вылазку, чтобы спасти Альт – свою девушку, которую Арасака давным-давно похитила и превратила в искусственный интеллект.
Кстати, Джонни – единственный, кто умер в ходе этой вылазки: его располовинил мегакиборг Адам Смэшер. Все остальные звездные члены штурмовой группы выполнили задание и успешно эвакуировались. Даже Альт в итоге не стерли, а выпустили в интернет. Всемирная сеть в тот момент уже начала рушиться, но Альт с другими искусственными интеллектами успела укрыться в сети Гонконга. Кстати, сам Гонконг к тому моменту был уничтожен модифицированной чумой, так что непонятно – кто и как поддерживает серверы в рабочем состоянии? И откуда они берут электричество?
Итак, Альт выжила, Роуг выжила, Томпсон, Шайтан и Мерфи выжили. Морган сошелся в финальном поединке с Адамом Смешером на крыше небоскреба, но атомный взрыв помешал им расставить точки над i. Оба упали с высоты в 130 этажей, но выжили. Ну а Джонни, хоть и был убит, но в конечном итоге тоже почти выжил. Правда, очень странным способом: по версии Cyberpunk RED, вскоре после взрыва некий фанат пошел копаться в радиоактивных руинах, нашел тело Сильверхенда, положил его в холодильник – ну а потом этот холодильник нашли корпораты и оцифровали музыканта.
Квазиреализм
В завершение – немного об экономике. Как мы уже сказали, одним из основных последствий Четвертой Корпоративной войны стала деглобализация. Транснациональных компаний больше нет, интернет сломался, международная торговля почти встала. В такой обстановке технологии должны были бы сделать серьезнейший шаг назад, потому что у производителей больше нет доступа к дешевой рабочей силе на другом конце земли, нет рынков сбыта по всему миру, а главное – банально не хватает сырья.
Например, современные Соединенные Штаты импортируют 75% необходимых промышленности бокситов, а редкоземельные металлы или тот же марганец не добывают вообще, только ввозят. Таким образом, даже если не брать в расчет уничтоженные в ходе войны фабрики и заводы, если забыть про нарушенные логистические цепочки и убитых специалистов – все хай-тек производство в США все равно должно было встать, потому что делать продвинутые гаджеты просто не из чего.
Гаджеты из воздуха
Но в мире Киберпанка этого не произошло. Вернее, изначально Пондсмит описывал новый сеттинг именно как постапокалипсис, где самые крутые вещи лежат в довоенных схронах, заброшенных складах и тайных лабораториях. То есть чтобы разжиться продвинутым киберимплантом или пушкой, вначале надо узнать про существование такого склада, разыскать его, забраться внутрь и справиться с автономной системой охраны. Причем не исключено, что потом придется отдельно думать, как добытый девайс вообще использовать. В общем, очень похоже на D&D и зачистку подземелий в поисках легендарных артефактов.
Но потом концепция поменялась, было принято решение вернуться к привычному по Киберпанку 2020 формату городских приключений, однако лор под это дело переписывать не стали. То есть история говорит, что кругом разруха, а по факту технологический уровень только вырос. Например, теперь всем доступны смартфоны с искусственным интеллектом, которые могут не только записывать видео в 3Д, но и вести хозяйство: например, проверить содержимое холодильника и заказать недостающие продукты. А одежда из умной ткани способна сама диагностировать себя. И все это, напомним, производится в мире, где больше нет интернета, экономика находится в глубоком кризисе, а международная торговля почти остановилась.
Фан маст гоу он
Это далеко не все странности нового киберпанка. Например, основной валютой в Найт-Сити по-прежнему является евродоллар, эмитируемый в Евросоюзе. В условиях глобальной экономики Киберпанка 2013 или 2020 это еще нормально, однако после падения интернета и международных платежных систем главную роль в Найт-Сити должна была занять какая-нибудь местная валюта, скажем, Тихоокеанский доллар.
Но современный Киберпанк во главу угла ставит не реализм. Пондсмит уже пытался логично продолжить сюжет и смоделировать правдоподобный мир новой волны в Киберпанке 3.0 – получилось плохо. В смысле, фанатам не понравилось, потому что игра выходила уже совсем другой по атмосфере. Поэтому на сей раз авторы в первую очередь хотели именно угодить фанатам, воссоздать ощущение того самого Киберпанка 2020 на новом технологическом витке. И в целом – удалось.