В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 17.
Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!
2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.
10 000 остановок. 30 000 фотографий.
6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.
Все реки. Все стелы областей, районов, городов.
Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.
В этой части:
Автодорога: Межмуниципальная автодорога 20Н-7-17 Полежаевский - Новохопёрск.
Участок маршрута: Централь – Пыховка – Новохопёрский.
Расстояние маршрута: 25 км.
Федеральный округ: Центральный федеральный округ.
Регион: Воронежская область.
Административный район: Новохопёрский район.
Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).
Обширная составная часть природного района: Среднерусская возвышенность.
Рельеф местности: Калачская возвышенность.
Часовой пояс (время по отношению к московскому): московское время.
День в пути: 2-й день.
Кафе «Централь» (п.Централь, ул.Советская, 44).
В сегодняшней части моего рассказа мы доедем по местной автодороге 20Н-7-17 Воронежской области до Новохопёрска, и начнём, пожалуй, с посёлка Централь. Со стороны Воробьёвки никакого указателя с названием этого посёлка нет, хотя вру, есть тут кафе с большими буквами «Централь» на его стене, указывающими название населённого пункта, через который проходит наш этап путь.
Церковь святых Царственных Страстотерпцев (п.Централь, ул.Советская, 51).
Дорога в сам посёлок уходит прямо, а наша трасса делает здесь крутой поворот влево на 90°. Сразу за поворотом мы видим небольшой, но очень необычно оформленный храм в честь святых Царственных мучеников, построенный совсем недавно, в 2018 году, в память о святом царе страстотерпце Николае II и всей царской семье, расстрелянной большевиками в Екатеринбурге в июле 1918 года.
Стела «Централь».
Стелу с названием посёлка, изображённую в виде синих букв, словно открытых на табло капитал-шоу «Поле Чудес», мы увидели уже на выезде из посёлка на противоположной стороне дороги, обращённую лицом к тем, кто едет со стороны Новохопёрска, а никак не для нас.
Где-то здесь мы уже поняли, что ближайшая автозаправка будет, наверное, всё-таки только в Новохопёрске, как изначально нам и показывал навигатор ещё в Воробьёвке, но туда нам доехать точно не хватит топлива, поэтому сейчас было принято решение вылить в бак из бутылки весь наш запас в виде двух литров, которые мы брали с собой в дорогу на крайний случай, если вдруг где-нибудь в сибирской глуши нам нужно будет дотянуть до ближайшей АЗС, а теперь получается, что весь запас топлива мы израсходовали уже на второй день путешествия, да к тому же в центральной России. Такими темпами даже страшно представить, что нас ждёт где-нибудь на Дальнем Востоке, но в данный момент нас волновало другое – лишь бы хватило этих двух литров доехать до Новохопёрска, а это больше 20 километров.
Урочище у посёлка Камышановский.
Проехав чуть дальше, обратили внимание справа от дороги на небольшую интересную посадку деревьев, густо высаженных в форме круглово островка прямо посреди поля у посёлка Камышановский. На многих картах это урочище ярко выражено на общем фоне круглым зелёным пятном, но его название я нигде так и не смог найти.
Балка Ольховатка.
Лесной массив, протянувшийся в долине безымянного ручья вдоль нашей автодороги от посёлка Камышановский до следующего села Пыховка, называется урочищем «Балка Ольховатка».
В какой-то момент наша трасса даже немного проходит прямо по живописной окраине этого массива в окружении густо растущих деревьев.
Приближаясь к Новохопёрску, мы постепенно покидаем не только территорию Калачской возвышенности, но и всей Среднерусской возвышенности в целом.
Где именно находится край этой обширной возвышенной равнины центральной России – сказать сложно, поскольку как таковых границ между природными районами на картах не существует. Обычно на местности одни возвышенности, равнины и низменности сменяются другими плавно и практически незаметно, поэтому в таких вопросах я буду основываться лишь на информацию из различных источников, и уже на основании небольшого анализа делать свои выводы. Так, у меня получилось, что Среднерусская возвышенность на нашем пути сменяется Окско-Донской равниной примерно в районе города Новохопёрска, а вот к какому природному району отнести сам Новохопёрск – затрудняюсь сказать точно, но похоже, что всё-таки уже к юго-восточной окраине Окско-Донской равнины, пусть будет так.
Село Пыховка.
Продолжим наш путь дальше, и следующие три километра автодороги пройдут прямо сквозь центральную часть села Пыховка.
На въезде в село мы видим небогатые сельские домики, расположенные в долине нижнего течения реки Пыховки с обращёнными к ней склонами невысоких окрестных холмов.
Среди старых покосившихся домов замечаем даже такие, у которых до сих пор крыши выложены соломой, а стены – саманные. Настоящая глухомань.
Троицкая церковь (с.Пыховка, ул.Советская, 128а).
В самом центре села Пыховка прямо у дороги установлена красивая кирпичная церковь Троицы Живоначальной 1885 года постройки, которая в наше время, пережив советские годы, хоть и очень медленно, но всё же потихонечку реставрируется.
Памятник солдату-победителю (с.Пыховка, ул.Советская, 120).
Напротив церкви можно увидеть мемориал в честь односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, он был отреставрирован в 2020 году к 75-летию Победы. Некоторые детали на памятнике солдату-победителю невольно бросаются в глаза – так, застёжка на поясном ремне скорее напоминает букву «Е», а орден на груди больше похож на «!».
Река Савала.
Выехав из села Пыховка, мы сразу же проезжаем по мосту через реку Савала.
Длина этой реки – 285 км, а площадь бассейна составляет 7720 км², что относит её по классификации к средним рекам России.
Русло Савалы извилистое, а течение спокойное – это привлекает к её берегам большое количество рыбаков, да и просто отдыхающих.
Трасса Полежаевский – Новохопёрск.
Наша автодорога 20Н-7-17 выходит на свою финишную прямую и приближает нас к городу Новохопёрску. Как мы видим, машин здесь проезжаем немного, а больших грузовиков нет совсем, наверное потому, что на мосту через реку Савала стоит знак, запрещающий движение транспорта свыше 12 тонн. Качество дорожного полотна здесь на любителя, кому нравится небольшая тряска – в самый раз, остальные оценят меньше: на дороге встречается много заплаток и небольших ямок.
Овраг у посёлка Новохопёрский.
Уже перед самым посёлком Новохопёрский слева заметили живописный овраг, ради которого даже развернулись обратно, чтобы его сфотографировать – он быстро промелькнул за окном, и сразу мы не успели остановиться рядом с ним.
Учитывая, что топливо в баке нашего автомобиля вот-вот должно было закончится, такой манёвр был немного рискованным, но поскольку до ближайшей АЗС по навигатору оставалось всего лишь 2,5 километра, то было уже не так страшно.
Читать следующую часть →
Читать предыдущую часть ←
В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)
Маршрут:
День 1 Ростов-на-Дону – Каменск-Шахтинский – Миллерово – Богучар – Петропавловка – Заброды
Регионы: Ростовская область, Воронежская область …
Города: Богучар, Калач …
Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино …
Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».