Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Как создать сценарий, который невозможно не прочитать

Когда вы читаете 3-4 сценария в день, вам становится ясно, почему одни сценарии работают, а другие нет. Это как-то связано с тем, что ты сопоставляешь хорошие и плохие тексты.

Самая большая разница между хорошим сценарием и средним сценарием заключается в том, что средние авторы возлагают бремя ответственности на читателя, в то время как хорошие берут ответственность на себя.

Я имею в виду, что средние и плохие писатели считают, что сам акт написания сценария должен принести им очки от читателя. "Я потратил на это всё своё время. Я создал всех этих персонажей. Я написал семь драфтов. Вы обязаны мне благодарностью и успехом!"

Хорошим писателям на это наплевать. Они знают, что это последнее, что может повлиять на интерес читателя к их сценарию. Вместо этого они задаются только одним: хочет ли читатель продолжать читать?

Хотят ли они продолжать читать после первой сцены?
Хотят ли они продолжать читать на странице 10?
Хотят ли они продолжать чтение в конце первого акта?
Хотят ли они продолжать читать в мидпоинте?

Иметь смутное убеждение, что читатель хочет продолжать читать на этих контрольных точках, - это не то, о чём я говорю. Я говорю, что вы специально разработали свою историю таким образом, чтобы использовать сюжетные инструменты в моменты, когда нужно сохранить интерес читателя. Вы позаботились о них.

Вы используете напряжение (саспенс). Используете тайну. Создаёте интригу и беспокойство. Вы предлагаете вопросы, на которые нужно ответить. Вы используете конфликт. Вы бросаете сложные задачи или осложнения ситуаций своим персонажам. Вы выстраиваете последовательность к ясной кульминации. Вы создаёте интересные нерешенные проблемы между персонажами (настолько острые, что читатели должны с интересом ожидать их разрешения).

Давайте разберём сценарий, который я недавно прочитал. Автор проделал огромную работу, удерживая читателя в напряжении вплоть до кульминации.

Первая часть сценария - это "фундаментальная" последовательность. Это означает, что вы работаете с предвкушением и ожиданиями читателя приближаясь к мини-кульминации (которая наступит в течение следующих 8-15 страниц). Том знакомится с Сандрой, и они начинают встречаться. Всё идет хорошо. Но тут на сцену выходит обеспокоенный брат Сандры. Он должен кому-то много денег, и если он не заплатит, его убьют.

Это осложняет отношения. Читатели, естественно, хотят посмотреть, смогут ли ваши персонажи преодолеть это осложнение. У нас также возникает ощущение, что Сандра, возможно, не та, за кого себя выдает.

Поэтому мы беспокоимся, что Тома могут обмануть (ещё одно осложнение). Что ещё более важно, мы всё ещё строим сюжетную линию. Эти двое становятся ближе. Проблемы брата становятся всё хуже. Пока, наконец, им не придётся с этим разобраться. Том даёт Сандре деньги, чтобы расплатиться с долгом её брата. А на следующий день она исчезает.

Затем мы возвращаемся на несколько месяцев в прошлое. Сандра - проститутка с зависимостью. А? Загадка (или вы могли бы назвать это вопросом): почему Сандра проститутка? Надо продолжать читать, чтобы узнать!

Затем мы строим нашу вторую последовательность. Сандра встречает таинственного парня (тайна!) который предлагает ей свою помощь. Этот новый парень, Макс, берёт её под своё крыло и превращает (ключевое здесь – когда читатель чувствует, что вы строите что-то новое в сюжете, они с большей вероятностью останутся рядом) в мошенницу. Но потом мы начинаем беспокоиться, что Макс, возможно, сделает с Сандрой то же самое, что Сандра сделала с Томом. И мы должны продолжать читать, чтобы узнать!

Это такая важная вещь, которую я только что сказал, так что позвольте мне повторить её. Вам нужно создать серию ситуаций, в которых единственный способ для читателя узнать то, что он хочет знать, - это продолжать читать. Если вы не задаете никаких вопросов, читателю не нужны никакие ответы.

Вам нужно постоянно размахивать перед читателем серией "морковок". Если вы скормите "ослику" (вашему читателю) какую-нибудь из этих "морковок", вы должны заменить её новой "морковкой". Чем меньше "морковок" у вас перед читателем, тем труднее удерживать их внимание. В большинстве хороших историй постоянно болтаются 3-5 "морковок".

И наоборот, я читал другой сценарий, и после сильной первой сцены (именно поэтому сценарий продвинулся вперёд) прошло 25 страниц простой настройки. Экспозиция персонажей. Их жизненных ситуаций. Установка того, где они жили. В течение этого времени не было никакой мысли о том, чтобы держать читателя в напряжении. Мне было безумно скучно.

Именно об этом я и говорю. Хороший писатель никогда этого не допустит. Даже когда задача трудная. Я бы предположил, что аргумент плохого автора будет таким: "Ну, у меня было много персонажей, нужно было дать экспозицию. У меня не было выбора.”

Нет. Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет.

У вас никогда не будет оправдания, чтобы не развлекать читателя. Никогда не продавайте себе эту ложь. Именно из-за этой лжи вы до сих пор не в индустрии.

В начале этого года я читал сценарий типа Агаты Кристи – куча персонажей приезжает на остров, чтобы навестить таинственного богатого парня, - и у писателя была дюжина персонажей, чтобы настроить.

Написал ли он первые 20 страниц, давая нам скучное краткое изложение каждого персонажа? Нет, он представил несколько персонажей во время поездки на лодке. Затем, когда они добираются до дома, смотритель ждёт у входной двери, но он неприятный. У него есть набор правил о том, кто входит, а кто нет. Это приводит к нескольким жарким спорам. Другими словами, писатель построил сцену вокруг конфликта, чтобы развлечь читателя, пока он представляет своих персонажей.

Теперь вы можете сказать: "Ха! Это не трудно." Скажите это тысяче с лишним сценариев, которые я читал, которые представили своих персонажей самым скучным способом. Этот писатель легко мог бы заставить смотрителя быть милым. Не оказывая никакого сопротивления. Открывается дверь. Все входят. Продолжается знакомство с персонажами ещё на пяти страницах. И нам уже скучно. У вас есть возможность в любой момент вашего сценария спросить: "читателю интересно прямо сейчас?”

Если есть хотя бы небольшой шанс, что это не так, вам нужно начать устранять неполадки и выяснить, как сохранить их интерес. Добавьте немного конфликта. Добавьте немного таинственности. Двигайтесь к мини-кульминации (что-то, что придет в голову в течение следующих 8-15 страниц).

Я понимаю, что трудно выразить всё это в чётком наборе правил. Но в основном нужно изменить своё мышление с "писателя “на "дизайнера". Вы разрабатываете серию последовательностей в своём сценарии, которые построены так, чтобы поддерживать интерес читателя.

Вы не пишете “всё, что приходит в голову” и не надеетесь на лучшее. Если вы будете так писать, ваш читатель в какой-то момент потеряет интерес. Если только вы не один гений-писатель на миллион, но я бы на это не рассчитывал. Вместо этого разработайте каждый сегмент своей истории так, чтобы было невозможно было не прочитать.

Тут есть одно предостережение. Вы должны знать, как создавать сильных интересных персонажей. Ничто из того, что я сказал выше, не работает, если нам не нравятся или не интересны ваши главные герои.

Недавно я прочитал сценарий начинающего писателя, который технически попадал во многие вещи, о которых я говорил. Но персонажи были слишком "тонкими".

Они вели себя совсем не как настоящие люди. Поэтому, несмотря на то, что писатель создал конфликт между своими персонажами, даже несмотря на то, что он придумал множество осложнений для них, мне всё равно было скучно, потому что я ни о ком не заботился.

Я не собираюсь вдаваться в то, что делает персонаж интересным, потому что для этого потребуется ещё 40 000 слов. Но я оставлю вам немного инфы. Думайте о каждом персонаже как об их собственной личной истории. Потому что, так и есть. Они прожили всю эту жизнь, пока не начался этот фильм. Черпайте из их прошлого яркие моменты, чтобы создать вещи, которые сделают нас заинтересованными в них.

Есть много качеств, которые делают персонажей симпатичными или интересными. В "Ходе Королевы" использовался популярный троп – девочка, которая потеряла мать в автокатастрофе и вынуждена жить в приюте. Кто не будет испытывать сочувствия к кому-то в такой ситуации?

Не заблуждайтесь. Автор не просто наткнулся на это. Это он придумал. Он устроил жизнь героини так, чтобы вы почувствовали к ней симпатию. Всё было рассчитано и это сработало.

Вам нужно создать персонажей, которые нам нравятся или которые нас интересуют. А затем вам нужно разработать серию последовательностей в вашем сценарии, которые невозможно не прочитать.

Это требует смирения. Вы признаёте, что просто бросить поток своих сознательных мыслей на страницу недостаточно. Вам нужно его спроектировать. Тогда, и только тогда, читатели погрузятся в ваш текст.

Оригинал статьи: Карсон Ривз

Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.

Наш сценарный курс

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.