Найти в Дзене
Политэконом.

Почему Кагановича и Маленкова не восстановили в КПСС в 1984 году?

В феврале 1984 года к власти в СССР пришел Константин Черненко. Новый генеральный секретарь ЦК КПСС в силу возраста и слабого здоровья не стремился к существенным изменениям в доставшемся ему от предшественников хозяйстве. Но в тоже время ряде направлений им были реализованы определённые изменения. Это прежде всего касалось идеологических вопросов, что было вполне логичным учитывая то, что Черненко провел на партийно-идеологической работе более 30 лет, работая секретарем обкома и крайком по идеологии, зав. отделом агитации и пропаганды ЦК КП Молдавии, зав. сектором отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС и т.д.

При нем развернулась борьба с неформальными музыкальными группами, была проведена школьная реформа и т.д. Многие говорили, что готовятся мероприятия направленные на пересмотр решений ХХ съезда КПСС и реабилитацию Сталина. Косвенно об этом говорило то, что Черненко приблизил к себе ряд партийных деятелей, которые считались «твердолобыми сталинистами». Наиболее ярким из них был главный редактор журнала ЦК КПСС «Коммунист» Ричард Косолапов, который после перестройки переиздавал полное собрание сочинений Сталина.

Возможно эти разговоры были преувеличены ибо в этом направлении была предпринято только одно яркое действие – 31 мая 1984 года в КПСС был восстановлен бывший советский премьер-министр и соратник Сталина, 94-х летний Вячеслав Молотов. Он в свое время проиграл борьбу за власть Никите Хрущеву и в 1957 году вместе с Георгием Маленковым и Лазарем Кагановичем обвинен в создании «антипартийной группы» и исключен из ЦК КПСС. Через пять лет их исключили и из КПСС.

Л.М. Каганович и И.В. Сталин
Л.М. Каганович и И.В. Сталин

После восстановления Молотова в партии, в ЦК с просьбой о восстановлении в КПСС обратились Каганович и Маленков. Стоит отметить, что Каганович был одним из ближайших соратников Сталина и в 1930-1957 годах входил в Политбюро, занимал в разные годы должности секретаря ЦК, заместителя Председателя Совета Министров СССР, руководил Москвой и Украиной. А Маленков был официальным приемником Сталина на должности Председателя Совета Министров СССР. Как ближайшие соратники Сталина, Каганович и Маленков принимали активное участие в организации репрессий 1930-50-х годов.

Вопрос о восстановлении в КПСС Кагановича и Маленкова рассматривался на заседании Политбюро ЦК КПСС 12 июля 1984 года. Идею их восстановления в партии поддержали министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК КПСС Г.В. Романов. Даже будущий генеральный секретарь и «отец перестройки» Михаил Горбачев поддержал восстановление Кагановича и Маленкова в партии.

Г.М. Маленков
Г.М. Маленков

Но Председатель Совета Министров СССР Николай Тихонов предложил отложить решения этого вопроса до следующего года. А Председатель КГБ СССР Виктор Чебриков завуалированно выступил против, отметив, «что в случае восстановления их в партии можно ожидать немалый поток писем реабилитированных в 50-х годах, которые, конечно, будут против их восстановления в партии, особенно Кагановича». Он также попросил дать время, чтобы «подготовить справку о тех резолюциях, которые писали эти деятели на списках расстрелянных… Думаю, что такая справка должна быть в поле зрения Политбюро ЦК при принятии окончательного решения».

В итоге Черненко предложил отложить решение вопроса, видимо понимая, что не стоит обострять дискуссию по столь острой теме. Он предложил «вернуться к рассмотрению их после XXVII съезда». Этот съезд прошел в 1986 году уже после смерти Черненко и вопрос о восстановлении Кагановича и Маленкова в КПСС больше никогда не подымался.