Найти тему

🔥Портреты допетровской эпохи. Как выглядели жители Московского царства, и почему мы их не помним.

Хуан Карреньо де Миранда. Портрет посла Петра Ивановича Потёмкина 1617-1700, 1681 год.
Хуан Карреньо де Миранда. Портрет посла Петра Ивановича Потёмкина 1617-1700, 1681 год.

Когда мы говорим о допетровской России 17 века - впечатление, что речь идет о временах намного более древних, чем, к примеру, когда мы говорим о Франции той же эпохи.

От Франции 17 века осталось множество портретов, множество дневников и разного рода воспоминаний, множество самых разных документальных свидетельств жизни людей - и людей этих мы имеем возможность даже сейчас отлично различать по лицам, характерам и мировоззрению. Они для нас живые, понятные, и мы с ними, если бы встретились, говорили бы на достаточно ясном для обеих сторон языке - не в смысле лингвистики, а в смысле идей, образов и общего круга понятий.

А вот Российское царство до самого Петра - это как некая глубочайшая и таинственная бездна. Виден в нее только царь - батюшка, но не как человек живой, со своими слабостями и радостями - а как истукан на троне. А вокруг него - некая темная сплошная масса, которая если и распадается местами на отдельных персон - то не по признаку особенностей их личностей, а по признаку их, рядом с царем - батюшкой, функционала. Этот был боярин, ходил в такие то походы... Этот окольничий - строил такую - то крепость... А что там на уме было у боярина, что он чувствовал, чем жил - вообще ничего не известно. Не личности всплывают, а люди - функции...

Но иногда попадаются в этой темной бездне отдельные лица - благодаря цепочке случайностей, дошедшие до нас в виде парсун или даже портретов европейского типа. И можем мы в глаза этим людям посмотреть, и оригинальные личности в них постараться разглядеть.

И вот сегодня предлагаю вам подборку, небольшую, поскольку портретов таких вообще мало, изображений людей, которые прожили жизнь как царя - батюшки холопы, невзирая на родовитость и личные перед государем заслуги.

На заглавном портрете конца 17 века, похожий в тяжелых одеждах на средневекового персиянина - Пётр Иванович Потёмкин (1617-1700) стряпчий, стольник, окольничий и наместник Боровский.

Потемкин был человеком верным государю, и шел туда, куда его послали. А посылали его в разные места и с разными целями. Он побывал на своем веку и в роли военного, затем - военачальника, воевал с Польшей за Малороссию, и брал город Люблин. Потом воевал со шведами, и брал Орешек. Потом ездил послом в Испанию и Францию. Встречался с Людовиком 14. Потом, вернувшись, гулял на свадьбе царя Алексея Михайловича, а попозже присутствовал на крестинах его сына Петра. затем он был отправлен в Вену на переговоры с императором Леопольдом. Затем нес гроб Алексей Михайловича, во время царских похорон, и сопровождал на богомолье нового царя... Затем - опять посольство во Францию и аудиенция у вечного Людовика 14, потом - отправка в Мадрид, где и был с него писан представленный в заглавии портрет. Потом - Лондон, где его опять запечатлели на другом уже портрете:

Готфрид Кнеллер. Пётр Потёмкин
Готфрид Кнеллер. Пётр Потёмкин

Посылали его и в Данию, уже при царевне Софье.

В 1696 году он присутствовал на похоронах царя Ивана Алексеевича. И умер в 1700 году, застав первые перемены Петра.

Следующий портрет:

1695 год. Воевода Власов.
1695 год. Воевода Власов.

Написан уже русским художником - Григорий Адольским (ок. 1681 – после 1725).

Было три художника Адольских - два Ивана (Большой и Меньшой), и Григорий. Они были родственниками, и работали в Оружейной палате. Писали, сперва, естественно, иконы, но потом - по запросу времени, перешли и на портреты. Адольские были, собственно, самыми первыми именно русскими художниками, которые начали писать портреты.

Перед нами - похожий еще на парсуну портрет дипломата и воеводы Ивана Евстафьевича Власова (1628 - 1710 гг.) Власов фигура замечательная, но, к сожалению, мало кому известная. Хорошо образованный человек, знавший в том числе и латынь. В молодости был отправлен в составе посольства в Венецию. Но затем всю жизнь посвятил освоению Сибири. Был воеводой в Иркутске, в Нерчинске. Под его руководством там исследовались недра, находились ценные месторождения полезных ископаемых. Ставились заводы, создавалось с нуля хлебопашество на новых землях, велась добыча соли. Естественно, китайцы тоже пытались приобщиться к этим богатствам - Власов организовывал оборону от их посягательств, и вел с ними переговоры, по приказу, полученному из Москвы. Уже будучи в возрасте, вернулся в столицу, где умер, обласканный царем.

Георг Эрнст Грубе. Портрет боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского. 1694
Георг Эрнст Грубе. Портрет боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского. 1694

Боярин Борис Иванович Прозоровский (1661–1718), который изображен иностранного происхождения художником, жившим в России, был сыном астраханского воеводы, казненного Степаном Разиным. При взятии Астрахани Разиным был повешен за ноги вместе с братом, но снят с виселицы с признаками жизни, и отдан своей матери. Остался хромым на всю жизнь. На портрете ему 33 года. Князь с детства служил при дворе, и был стольником царевича Федора Алексеевича. Затем служил воеводой в Новгороде, затем заведовал Оружейной палатой. Был на хорошем счету и у Петра I и даже присутствовал на его бракосочетании с Екатериной I. Портрет написан в эпоху его пребывания в Новгороде и очень напоминает парсуну. Но тем не менее, в нем чувствуется и европейское влияние - черты лица объемны и мы видим в них намек на индивидуальность боярина.

Юстус Сустерманс. Иван Иванович Чемоданов.
Юстус Сустерманс. Иван Иванович Чемоданов.

Иван Чемоданов - представитель более раннего поколения. Он был человеком военным. Участвовал в двух войнах с Польшей. Служил при дворе, затем был отправлен воеводой в Путивль, а через некоторое время - наместником в Переславль - Залесский. Последние данные о нем относятся к 1657 году - накануне он был отправлен послом в Венецию, но посольство его было неудачным - и после возвращения никакой информации о его дальнейшей жизни не сохранилось. Но зато во время визита в Италию его портрет был написан придворным художником герцогов Медичи... Годы жизни его тоже затерялись.

Групповой портрет 1662 года неизвестного автора. Запечатлены участники русского посольства в Англию — князь Петр Прозоровский, Иван Желябужский, дьяк Иван Давыдов и толмач Андрей Форот.
Групповой портрет 1662 года неизвестного автора. Запечатлены участники русского посольства в Англию — князь Петр Прозоровский, Иван Желябужский, дьяк Иван Давыдов и толмач Андрей Форот.

Качество выложенной в интернет репродукции, к сожалению, ужасное. Но по крайней мене лица рассмотреть можно. Портрет был написан, естественно, в Англии. Место хранения мне обнаружить не удалось.

Глава посольства - князь Пётр Семёнович Прозоровский Большой (ок. 1621 - 1670 гг.) на картине сидит. К сожалению, поскольку жизнь при дворе русских царей допетровской эпохи, полная символических церемоний, для нас темный лес - осознать значимость фигуры того или иного человека при царском дворе нам сложно. Ну вот, к примеру, полномочия, в разные годы, князя Петра - разве что то говорят нам сегодня?: ...был одним из чашников, носивших питьё перед царём.., ...рында в белом платье или рында с топором и в ферезях, при приёмах персидского и кумыцкого послов..., ...во время царских обедов смотрел в «кривой» и «большой» столы...

Можно лишь сделать вывод, что князь был допущен в определенную близость к царской персоне, и ему доверяли. В Англию его отправили попросить денег взаймы у нового короля - Карла II Стюарта. Денег англичане не дали. Но приняли приятно. Даже портрет нарисовали.

 Карл II Стюарт
Карл II Стюарт

Кстати, и воспоминания о послах оставили, в которых характеризовали князя Прозоровского как человека учтивого. Да, впрочем, по нему это и видно)

А вот второй посол, Иван Афансьевич Желябужский (1638 - после 1684), стоит на портрете недовольный, рядом с креслом, англичанам запомнился как человек чрезмерно гордый. Род его был польского происхождения - возможно, отсюда и гонор. Вообще, всю жизнь Иван Желябужский был связан своей деятельностью с событиями в Польше и Малороссии, так что Англия в его жизни эпизод случайный...

Князь А. Б. Репнин. (? - 1683 г.) Парсуна. Неизвестный художник второй половины XVII века
Князь А. Б. Репнин. (? - 1683 г.) Парсуна. Неизвестный художник второй половины XVII века

Вот как о князе рассказать, совершенно не представляю. Здесь опять встает проблема нашей далекости от реалий Московского царства.

Рында в белом платье... говорится о нем в одном из дошедших до нас источников. Хорошо это или плохо? И кто это вообще? Сойдемся на том, что перед нами представитель древнего княжеского рода, рюриковичей, и в тот период, когда жизнь в государстве была такой же, как и при его предках и 100 и 300 и 500 лет назад. Однако скоро все изменится, и мы напрочь забудем собственную тысячелетнюю историю и будем удивляться, глядя на одежды и в лица наших предков...

Это не все сохранившиеся портреты допетровского периода - но не буду вас сильно грузить довольно однотипной информацией - как уже говорила, кроме функционала, весьма смутно понимаемого нами сегодня, никаких данных о личностях изображенных, об их человеческих судьбах до нас не дошло.

Пост имеет символическую цель - обозначить существование такого редкого явления, как портреты жителей Русского царства до его тотальной европеизации.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.