Когда мы говорим о допетровской России 17 века - впечатление, что речь идет о временах намного более древних, чем, к примеру, когда мы говорим о Франции той же эпохи.
От Франции 17 века осталось множество портретов, множество дневников и разного рода воспоминаний, множество самых разных документальных свидетельств жизни людей - и людей этих мы имеем возможность даже сейчас отлично различать по лицам, характерам и мировоззрению. Они для нас живые, понятные, и мы с ними, если бы встретились, говорили бы на достаточно ясном для обеих сторон языке - не в смысле лингвистики, а в смысле идей, образов и общего круга понятий.
А вот Российское царство до самого Петра - это как некая глубочайшая и таинственная бездна. Виден в нее только царь - батюшка, но не как человек живой, со своими слабостями и радостями - а как истукан на троне. А вокруг него - некая темная сплошная масса, которая если и распадается местами на отдельных персон - то не по признаку особенностей их личностей, а по признаку их, рядом с царем - батюшкой, функционала. Этот был боярин, ходил в такие то походы... Этот окольничий - строил такую - то крепость... А что там на уме было у боярина, что он чувствовал, чем жил - вообще ничего не известно. Не личности всплывают, а люди - функции...
Но иногда попадаются в этой темной бездне отдельные лица - благодаря цепочке случайностей, дошедшие до нас в виде парсун или даже портретов европейского типа. И можем мы в глаза этим людям посмотреть, и оригинальные личности в них постараться разглядеть.
И вот сегодня предлагаю вам подборку, небольшую, поскольку портретов таких вообще мало, изображений людей, которые прожили жизнь как царя - батюшки холопы, невзирая на родовитость и личные перед государем заслуги.
На заглавном портрете конца 17 века, похожий в тяжелых одеждах на средневекового персиянина - Пётр Иванович Потёмкин (1617-1700) стряпчий, стольник, окольничий и наместник Боровский.
Потемкин был человеком верным государю, и шел туда, куда его послали. А посылали его в разные места и с разными целями. Он побывал на своем веку и в роли военного, затем - военачальника, воевал с Польшей за Малороссию, и брал город Люблин. Потом воевал со шведами, и брал Орешек. Потом ездил послом в Испанию и Францию. Встречался с Людовиком 14. Потом, вернувшись, гулял на свадьбе царя Алексея Михайловича, а попозже присутствовал на крестинах его сына Петра. затем он был отправлен в Вену на переговоры с императором Леопольдом. Затем нес гроб Алексей Михайловича, во время царских похорон, и сопровождал на богомолье нового царя... Затем - опять посольство во Францию и аудиенция у вечного Людовика 14, потом - отправка в Мадрид, где и был с него писан представленный в заглавии портрет. Потом - Лондон, где его опять запечатлели на другом уже портрете:
Посылали его и в Данию, уже при царевне Софье.
В 1696 году он присутствовал на похоронах царя Ивана Алексеевича. И умер в 1700 году, застав первые перемены Петра.
Следующий портрет:
Написан уже русским художником - Григорий Адольским (ок. 1681 – после 1725).
Было три художника Адольских - два Ивана (Большой и Меньшой), и Григорий. Они были родственниками, и работали в Оружейной палате. Писали, сперва, естественно, иконы, но потом - по запросу времени, перешли и на портреты. Адольские были, собственно, самыми первыми именно русскими художниками, которые начали писать портреты.
Перед нами - похожий еще на парсуну портрет дипломата и воеводы Ивана Евстафьевича Власова (1628 - 1710 гг.) Власов фигура замечательная, но, к сожалению, мало кому известная. Хорошо образованный человек, знавший в том числе и латынь. В молодости был отправлен в составе посольства в Венецию. Но затем всю жизнь посвятил освоению Сибири. Был воеводой в Иркутске, в Нерчинске. Под его руководством там исследовались недра, находились ценные месторождения полезных ископаемых. Ставились заводы, создавалось с нуля хлебопашество на новых землях, велась добыча соли. Естественно, китайцы тоже пытались приобщиться к этим богатствам - Власов организовывал оборону от их посягательств, и вел с ними переговоры, по приказу, полученному из Москвы. Уже будучи в возрасте, вернулся в столицу, где умер, обласканный царем.
Боярин Борис Иванович Прозоровский (1661–1718), который изображен иностранного происхождения художником, жившим в России, был сыном астраханского воеводы, казненного Степаном Разиным. При взятии Астрахани Разиным был повешен за ноги вместе с братом, но снят с виселицы с признаками жизни, и отдан своей матери. Остался хромым на всю жизнь. На портрете ему 33 года. Князь с детства служил при дворе, и был стольником царевича Федора Алексеевича. Затем служил воеводой в Новгороде, затем заведовал Оружейной палатой. Был на хорошем счету и у Петра I и даже присутствовал на его бракосочетании с Екатериной I. Портрет написан в эпоху его пребывания в Новгороде и очень напоминает парсуну. Но тем не менее, в нем чувствуется и европейское влияние - черты лица объемны и мы видим в них намек на индивидуальность боярина.
Иван Чемоданов - представитель более раннего поколения. Он был человеком военным. Участвовал в двух войнах с Польшей. Служил при дворе, затем был отправлен воеводой в Путивль, а через некоторое время - наместником в Переславль - Залесский. Последние данные о нем относятся к 1657 году - накануне он был отправлен послом в Венецию, но посольство его было неудачным - и после возвращения никакой информации о его дальнейшей жизни не сохранилось. Но зато во время визита в Италию его портрет был написан придворным художником герцогов Медичи... Годы жизни его тоже затерялись.
Качество выложенной в интернет репродукции, к сожалению, ужасное. Но по крайней мене лица рассмотреть можно. Портрет был написан, естественно, в Англии. Место хранения мне обнаружить не удалось.
Глава посольства - князь Пётр Семёнович Прозоровский Большой (ок. 1621 - 1670 гг.) на картине сидит. К сожалению, поскольку жизнь при дворе русских царей допетровской эпохи, полная символических церемоний, для нас темный лес - осознать значимость фигуры того или иного человека при царском дворе нам сложно. Ну вот, к примеру, полномочия, в разные годы, князя Петра - разве что то говорят нам сегодня?: ...был одним из чашников, носивших питьё перед царём.., ...рында в белом платье или рында с топором и в ферезях, при приёмах персидского и кумыцкого послов..., ...во время царских обедов смотрел в «кривой» и «большой» столы...
Можно лишь сделать вывод, что князь был допущен в определенную близость к царской персоне, и ему доверяли. В Англию его отправили попросить денег взаймы у нового короля - Карла II Стюарта. Денег англичане не дали. Но приняли приятно. Даже портрет нарисовали.
Кстати, и воспоминания о послах оставили, в которых характеризовали князя Прозоровского как человека учтивого. Да, впрочем, по нему это и видно)
А вот второй посол, Иван Афансьевич Желябужский (1638 - после 1684), стоит на портрете недовольный, рядом с креслом, англичанам запомнился как человек чрезмерно гордый. Род его был польского происхождения - возможно, отсюда и гонор. Вообще, всю жизнь Иван Желябужский был связан своей деятельностью с событиями в Польше и Малороссии, так что Англия в его жизни эпизод случайный...
Вот как о князе рассказать, совершенно не представляю. Здесь опять встает проблема нашей далекости от реалий Московского царства.
Рында в белом платье... говорится о нем в одном из дошедших до нас источников. Хорошо это или плохо? И кто это вообще? Сойдемся на том, что перед нами представитель древнего княжеского рода, рюриковичей, и в тот период, когда жизнь в государстве была такой же, как и при его предках и 100 и 300 и 500 лет назад. Однако скоро все изменится, и мы напрочь забудем собственную тысячелетнюю историю и будем удивляться, глядя на одежды и в лица наших предков...
Это не все сохранившиеся портреты допетровского периода - но не буду вас сильно грузить довольно однотипной информацией - как уже говорила, кроме функционала, весьма смутно понимаемого нами сегодня, никаких данных о личностях изображенных, об их человеческих судьбах до нас не дошло.
Пост имеет символическую цель - обозначить существование такого редкого явления, как портреты жителей Русского царства до его тотальной европеизации.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.