В 2020 году основной проблемой в сфере образования всех регионов РФ стало дистанционное обучение в связи с пандемией. Школы и вузы не были готовы к удаленному формату учебы из-за плохого технического оснащения компьютерной техникой и недостаточного уровня пользования компьютерами учителей. Однако в российской системе образования еще до пандемии хватало проблем. Новгородская область не является исключением.
По данным статистического сборника «Новгородская область в цифрах» от 2020 года, в 2019 году в области насчитывалось 173 дошкольных образовательных учреждений. Детские сады посещали 34,8 тыс. детей. Численность педагогических работников составляла 3,3 тыс. человек. Количество детсадов ежегодно уменьшается – в 2019-м их стало на 108 меньше, чем в 2010-м. При этом количество воспитанников за это время наоборот увеличилось – в 2010-м их было 31,4 тыс.
Такая же ситуация и со школами. Так, в 2019 году насчитывалось 192 организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования. Это на 68 меньше, чем в 2010 году. Как и в случае с детсадами, количество учеников, наоборот, за эти годы увеличилось – 65,7 тыс. в 2019 году, в то время как в 2010 году их было всего 57,4 тыс. При этом постепенно снижается количество учителей – 4 086 в 2019 году против 4 218 в 2010-м.
В рамках нацпроекта «Образование» в Великом Новгороде до конца 2020 года планировалось построить 3 детских сада. Однако успели достроить только 1. Два других обещали сдать к концу года, но дети туда пойдут в любом случае не раньше 2021 года. Из-за затягивания строительства детсада в Окуловке в 2018 году покинул пост глава района Сергей Кузьмин. Но здание до сих пор в эксплуатацию не ввели.
В 2020 году в Великом Новгороде должны были построить детский сад на улице Псковской, из бюджета на это выделили 113,27 млн рублей. Однако строительство даже не начали. А на последнем заседании правительства Великого Новгорода оказалось, что под угрозой строительство еще двух детских садов.
В 2021 году всего собираются построить 4 детских сада: кроме двух в Великом Новгороде еще один в Волховце Новгородского района, второй — в Чудово. Общая сумма, выделенная на строительство, — 401,4 млн рублей, в том числе за счет федерального бюджета — 389,4 млн рублей.
В школьном образовании основной проблемой являются низкие зарплаты и возросшая нагрузка на учителей. Из-за этого с каждым годом педагогов становится все меньше. По данным портала ВНовгороде.ру, регион нуждается в учителях начальных классов, точных наук и иностранного языка. В 2019 году зарплата учителя варьировалась от 16 до 45 тысяч в зависимости от нагрузки и результатов работы.
Так, на данный момент система расчета зарплаты учителя «завязана» на ключевые показатели эффективности. Учителя считают, что необходимость зарабатывать баллы для повышения уровня оплаты труда снижает качество самого учебного процесса.
«Сегодня в интернете просто миллиард предложений – хочешь всероссийский конкурс, а хочешь – и международный. Отправляешь материал, получаешь диплом и несешь его в учительскую, получаешь баллы. Это просто бессмысленная возня за получение баллов», – считает бывшая учитель математики и информатики.
При этом, по ее словам, без дополнительной нагрузки учитель не сможет получать больше 16 тыс. рублей.
Таким образом, основными проблемами в системе образования Новгородской области является нехватка детских садов и затягивание сроков их строительства, а также система расчета заработной платы учителей в школах.